Политическая власть

Сущность власти:

- Социальная природа политической власти.

- Системы классификаций политической власти.

- Структура политической власти: субъекты, объекты, ресурсы, основания.

- Легитимность политической власти.

- Функции политической власти.

Неотъемлемой частью любого человеческого общества (страны, этноса, той или иной общности, социальной группы) является власть. Независимо от того, два человека составляют общность или миллионы, в ней всегда присутствует власть, концентрированным выражением которой являются отношения «господства – подчинения».

Анализ исторических форм сообществ людей показывает, что разного рода идеи о якобы некогда существовавших свободных обществах без принуждения и господства относятся к жанру политических утопий, но никак не к реальной истории. То же самое верно и применительно к различным вариантам анархизма, которые, в отличие от большинства традиционных утопий, предлагавших модели справедливой власти, сформулировали (во всяком случае в идеале) идею свободы от любых форм власти. Уже в первобытнообщинных сообществах существовали системы нормирования и регулирования социальных отношений.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения и др.

Общественная жизнь может порождать множество других мотивов для отношений «господства - подчинения», т.е. власти, но главное в том, что властные отношения объективно присущи человеческому сообществу, без них цивилизация невозможна. Власть порождается социальной природой человечества, невозможностью существования людей, конкретного индивида вне общества себе подобных. Создавая, формируя те или иные общности как устойчивую совокупность индивидов для существования самих себя как таковых, люди тем самым порождают отношения «господства – подчинения», т.е. порождают власть.

Она всегда была, есть и будет неотъемлемым элементом человеческого общества и важнейшим условием его существования как такового. В обществе, где существуют индивидуальные, групповые интересы (а они есть всегда), обязательно есть власть, которая должна их подчинять интересам социума. Если этого не происходит, т.е. власть не выполняет свою важнейшую функцию, общность распадается, прекращает существование как конкретная целостность.

Таким образом, власть – это право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими, способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Данное определение власти соотносится с «властью родителей», «властью семьи», «властью чувств», «властью предрассудков», «властью старших», «властью денег», «властью религии», «судебной властью» и т. д. Распространяется оно и на политическую сферу, и тогда мы используем понятие «политическая власть».

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать, управлять другими. Но вместе с тем она имеет, в отличие от других форм власти, свою специфику.

Ее отличительными признаками являются:

- верховенство, обязательность ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

- всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

- моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

- широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Какова же природа политической власти с точки зрения политологии? Имея общую основу для исследования феномена власти, политическая наука сформулировала относительно этой проблемы ряд концепций, наиболее значимыми из которых являются следующие.

Классовая (марксистская) концепция состоит в признании классовой природы политической власти. Власть - это организованное господство экономически доминирующего класса над другими общественными классами.

Элитарная точка зрения состоит в утверждении о происхождении политической власти из общественного неравенства. Политическая власть - результат разделения общества на элиту и массы и представляет собой отношения между господствующей элитой и подчиненными массами.

Структурно-функциональная концепция рассматривает власть как проистекающую из универсальности структуры политической жизни, предполагающей отношения подчинения низших уровней структур высшим. Политическая власть вторична лишь по отношению к обществу в целом. Общество и является основой для политической деятельности.

Бихевиористская (поведенческая) концепция рассматривает власть как результат сложных психологических процессов, выражающихся в поведении людей. Политическая власть - взаимодействие индивидов в процессе их политического поведения. Власть и стремление к ней есть доминирующая черта человеческой психики и сознания.

Главное в природе власти - это ее многогранность. Поэтому все подходы справедливы и объективны. Однако для понимания природы политической власти существенными являются взаимоотношения больших социальных групп по поводу их общих интересов.

Политическая власть - понятие, обозначающее реальную способность определенного класса или социальной группы проводить свою волю по отношению к другим группам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. Власть можно определить как способ реализации общих интересов и достижение общих целей.

Политология, всесторонне изучая политическую власть как объект исследования, классифицирует ее по основным формам и видам. В зависимости от того, что доминирует при осуществлении власти – метод убеждения или метод принуждения, выделяют тоталитарную, авторитарную, демократическую власти. В первом случае абсолютно доминирует принуждение, во втором – принуждение господствует в некоторых сферах жизни общества (прежде всего – политической), в третьем случае доминирует убеждение.

Существует и иная классификация форм политической власти, опирающаяся на выделении тех или иных форм организациивласти.

В этом смысле выделяют следующие формы политической власти:

- Автократия – одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. Ее основные виды - деспотические монархии Древнего Востока, тиранические правления в отдельных греческих государствах, Римская и Византийская империи, абсолютные монархии Нового времени. В содержание понятия «автократия» включают также неограниченные полномочия субъектов в какой-то сфере государственной деятельности. В современной политологической литературе автократной иногда обозначают тоталитарные и авторитарные режимы, в которых осуществляется неограниченная и бесконтрольная власть какого-либо правителя.

- Аристократия - форма правления в государстве и социальный слой, осуществляющий в нем власть. В античности правление аристократии считалось наилучшим, как власть достойных, компетентных людей (ученые, философы и т.п.), в отличие от тирании, охлократии (власть толпы), тимократии (власть корыстных людей).

В новое время аристократия выступает в качестве элемента «смешанной формы правления», конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным (монархическим, демократическим) структурам и гарантом от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа считалась палата лордов - верхняя палата парламента. Аристократическая республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде.

- Демократия – это народовластие. Под демократией понимают форму правления государством, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.

- Плутократия - форма власти, основным субъектом которой выступает наиболее богатый слой общества. В условиях плутократии происходит слияние, отождествление интересов наиболее богатой части населения с составом элиты, в которую входят богачи. Современная плутократия тесно связана с олигополией, подчиняющей интересы всех членов общества интересам капитала. Плутократия в условиях рыночного процесса осуществляется, как правило, интернациональным капиталом. Такая власть приводит к усилению эксплуатации наемной рабочей силы и ограничению социальных программ. Некоторые политики современной России в значительной степени
выражают интересы плутократии.

- Олигархия – это власть немногочисленной, узкой группы лиц. Она означает политический режим, где вся власть принадлежит определенной обособленной элите (финансовой олигархии, промышленной олигархии, военной олигархии - в зависимости от общественной сферы, осуществляющей безраздельное господство). Наличие в государстве политической олигархии указывает на корпоративный характер данного общества и углубляющееся политическое отчуждение.

Положив в основу классификации форм власти принцип ее институциализации, политология выделяет три основных вида:

- анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества;

- индивидуализированная власть («вождизм»), возникающая с усложнением процессов разделения труда и появлением новых видов деятельности;

- институциализированная власть, которая опирается на деятельность специальных институтов, выполняющих определенные функции.

В последнем случае имеются в виду законодательная, исполнительная и судебная власти. Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения государственной воли народа. Кроме законодательной, она выполняет важные функции: финансовую (утверждает государственный бюджет), распорядительную, связанную с формированием высших исполнительных и судебных органов, контроль за деятельностью исполнительной власти. Законодательная власть имеет представительный характер.

Законодательная власть представлена системой органов государства, имеющих и реализующих право на принятие законов. В России к ним относятся: парламент (Федеральное Собрание) - представительный и законодательный орган Российской Федерации, законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

Исполнительная власть - один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.

Систему органов исполнительной власти Российского государства составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Политическая власть имеет свою структуру, основными элементами которой являются ее субъекты, объекты, ресурсы (источники) и основания власти.

Субъект олицетворяет активное, направляющее начало власти. Это может быть человек, организация, народ или даже мировое сообщество людей в лице ООН. Для возникновения властных отношений, очень важно, чтобы субъект обладал рядом качеств, таких как желание властвовать, стремление к власти. Кроме того, субъект должен быть компетентным, профессионально знать суть дела, обладать авторитетом, уметь использовать ресурсы власти.

Субъекты власти имеют многоуровневый характер. Ее первичными носителями выступают индивиды и социальные группы, вторичными - политические организации, политические лидеры и элиты. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широкое отождествление в обыденной жизни власти с ее носителем. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через приказ, команду, где предписывается поведение объекта власти. От характера требований в приказе зависит отношение к нему исполнителей, т.е. объекта власти.

Объект власти - это то, на кого направлены властные отношения. Поскольку власть всегда есть двустороннее взаимодействие, она невозможна без подчинения объекта. Объектом политической власти могут быть общество в целом и каждый гражданин в отдельности. Спектр отношения объекта к субъекту властвования чрезвычайно широк - от сопротивления и борьбы на уничтожение до радостного, добровольного подчинения. Это зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, характера требований к нему, от ситуации и средств воздействия субъекта. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой общества.

Мотивация подчинения может основываться на страхе перед санкциями, долголетней привычке к повиновению, заинтересованности в выполнении распоряжений, убежденности в необходимости подчинения, авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных, на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект.

Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

Один из важнейших элементов (компонентов) политической власти – основания власти, т.е. то, на чем она основана, фундаментирована. Политология выделяет наиболее существенные основания политической власти, к которым она относит следующее:

Экономические основания власти. Они характеризуются господствующей формой собственности, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции. Соответственно экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность.

Социальные основания власти - это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями.

Социальные ресурсы - это мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности. Власть, пытающаяся расширить свою социальную базу, должна наиболее полно обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющиеся промежуточные слои, добиваться социального партнерства с «управляемыми» слоями и группами.

Юридические основания власти - это также совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в практической деятельности. К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы, не охваченные действующим законодательством.

Административно-силовые основания власти - это совокупность властных учреждений, обеспечивающих функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Сюда входят структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел. Соответственно административно-силовыми ресурсами власти являются система подбора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащение властных учреждений техникой, соответствующей мировым стандартам, мероприятия по исключению дублирования и амбициозного соперничества силовых структур, профилактика коррупции.

Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы - это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетными. К культурно-информационным ресурсам можно отнести системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм.

Важный компонент структуры политической властиее ресурсы, т. е. все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы власти - это целая система разнообразных средств, и власть пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. В политологии широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, культурно-информационные, силовые (принудительные), демографические и др.

Экономические ресурсы - это материальные ценности, деньги как их эквивалент, техника, земля, недра и т.д.; социальные ресурсы - это престижные высокооплачиваемое должности, обеспечивающие высокую оплату, это система разного рода привилегий (сюда включают образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.); культурно-информационные ресурсы - это знания и информация, а также средства их получения и распространения (институты науки и образования, СМИ); силовые ресурсы - это армия, милиция, суд, прокуратура, тюрьмы и т. д.; демографические (людские) ресурсы.

В конкретной ситуации важными ресурсами власти могут стать авторитет политика, его харизма, тайна политической интриги, общественный интерес к личной жизни какого-либо влиятельного общественного деятеля и др.

Основанием типологизации ресурсов власти также является антропологический признак, т. е. психологическая реакция конкретного человека на власть. Исходя из этого ресурсом политической власти могут быть страх, интерес, убеждение. Страх - результат не только и не столько принуждения, он возникает также под влиянием убеждения. Убеждение формируется в основном в результате внушения и интереса. Страх в скрытой форме влияет на убеждение. Мощным дополнительным ресурсом также являются чувства: национальные и религиозные чувства, гнев и ненависть, зависть и восторг. Чувства не выступают отдельным, самостоятельным ресурсом, но они всегда мощный дополнительный фактор воздействия.

Каждый из основных типов ресурсов в свою очередь является предметом специального анализа. В результате могут выделяться конкретные разновидности ресурсов власти. Есть ресурсы власти, для которых непригодна данная типология. Таким ресурсом является язык. В зависимости от того, насколько он рационален, передает прагматические цели или вдохновляет, опирается на стереотипы или мифы, язык становится надежным средством внушения и страха, появления интереса и квазиинтереса. Язык - мощный ресурс власти в переходные периоды, в дни избирательных кампаний.

Типологизация ресурсов, расщепление их на составляющие имеют познавательное, теоретическое и практическое значение. Для каждого типа ресурсов характерны свой набор форм и средств воздействия, свой механизм использования. Например, главное в убеждении - это превращение установки во внутренний императив для исполнителя. Ресурс внушения и убеждения зависит от работы средств массовой информации, определяется духовным состоянием общества, переживаемой стадией развития: подъемом-упадком. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, возможностями передвижения в иерархической структуре, привлекательностью ожидаемого статуса, налоговой политикой и т.д. Ресурс принуждения силен возможностью вызвать страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Главный результат насилия в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы, будь на то его воля.

Каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, свои наиболее удобные объекты и время действия. Для убеждения, как позитивного, так и негативного, наиболее предрасположена молодежь. Позитивное убеждение проявляется в поддержке проводимой политики, негативное - в неприятии ее.

Опора на интерес отдельного человека или всей группы характерна для большинства субъектов власти. В развитом гражданском обществе обращение к интересу является основным содержанием властеотношений.

Использование поощрения наиболее распространено в условиях, когда классовые антагонизмы ушли в прошлое и основным в обществе является средний класс. Принуждение наиболее распространено в странах со слабыми демократическими традициями и институтами.

В обществах с развивающейся экономикой и сильным индивидуализмом отчетливо просматривается соревнование двух основных ресурсов власти: материального интереса и его символа - денег, с одной стороны, и принуждения и страха, с другой.

Изучение политологией феномена политической власти невозможно без рассмотрения вопроса легитимности власти. Термин легитимность (легитимизм) возник в начале XIX в. и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же легитимизм приобрел и другой смысл - признание данной государственной власти и определенной территории государства на международном уровне.

Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ. Но потребность в легитимности формировалась задолго до Французской революции, в эпоху монархий, сословий. Она выражала осознание предпочтительности общепризнанного порядка над захватом власти силой, завоеванием, произволом, нарушением общепризнанных норм. В наши дни легитимность - обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.

Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Но легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всегда есть критики правящей группы, несогласное меньшинство. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества. Такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания.

Что является первичным критерием легитимности? В ответе на этот вопрос сталкиваются два взгляда. Согласно либерально-демократической позиции легитимной следует признавать только такую власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Власть, установленная в результате насилия, не признается законной. Согласно прагматической позиции (ее обосновывают сторонники политического реализма) главное не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе, поддерживать в обществе стабильность.

Если в результате революции, переворота устанавливаются в конечном счете порядок, стабильность, то такую власть, считают сторонники политического реализма, следует признать.

Подход к проблеме легитимности власти с позиций политического реализма наиболее четко проявляется во внешней политике государств, но действует также внутри общества, где функционирует недемократическая власть. Результативность новой власти формирует у одних страх, у других - смирение, конформизм, у третьих - дух авантюризма, а в конечном счете - признание власти и подчинение ей.

Сегодня преобладает точка зрения, что основой легитимности является убеждение в правомерности данного строя. Заключение о наличии убеждения можно сделать прежде всего на основе свободного выражения гражданами своей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также может рассматриваться как признак легитимности власти. Власть становится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности, установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическим путем, но неспособная предотвратить гражданскую и межнациональную войны, противостояние центра и регионов, не является легитимной.

В обществе, переживающем переходное состояние, смену властей, легитимность существует скорее как проблема, в сформировавшемся обществе - как естественное качество политических отношений.

Исторически первым типом легитимности власти была власть, основанная на праве наследования престола. Такая легитимность соответствовала нормам традиционного общества. Опора в основном на традицию определяет ограниченность царской власти. Акции царя, которые противоречат народным представлениям о нем, могли выполняться только с опорой на силу принуждения.

С переходом к индустриальному обществу традиционный тип господства подменяется или подкрепляется специальными институтами, аппаратом, бюрократией. В обществе, переживающем бурные стадии модернизации, но не освоившем демократические типы управления, распространен харизматический тип властвования. Открытие этого типа легитимности принадлежит М. Веберу.

Особенность харизматического типа властвования М. Вебер видел в том, что лидер обладает максимальной легитимностью. Харизма в ее развитой форме - это, по сути, сверхчеловек, выделяющийся из массы особыми качествами. Образцы харизмы М. Вебер видел в Будде, Магомете, Перикле, Александре Великом и Цезаре, Наполеоне и Ликурге. В XX в. сформировалась целая плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы. Элементы харизмы были у Ленина и Мао Цзедуна, Гитлера и де Голля, Сталина и Тито, Троцкого и Рузвельта, Черчиля и Неру.

Харизматический тип личности уже не является традиционным, но развивается в обществах, где нет свободы и прав человека, где дух конституционализма не стал еще основой жизни.

В конституционном обществе развит либерально-демократический, или конституционалистский, тип легитимности, основанный на свободном волеизъявлении граждан, выборности всех центральных органов власти народом, конституционной ограниченности сферы деятельности государства, равноправии всех политических сил, действующих в рамках закона. Конституционалистская легитимность - результат долгой социоэкономической и социокультурной эволюции западных обществ, превращения гуманистических принципов и, прежде всего, свободы человека в основополагающую черту образа жизни народа.

Перечисленные типы легитимной власти в реальной политической жизни переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование отдельного типа легитимности связано с типом существующего режима. Например, харизматическая власть характерна для авторитарных систем. При демократическом строе доминирует легальный тип легитимности власти. Проблема легитимности власти - в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие масс в управлении государством подрывает ее легитимность.

Политология выделяет признаки падения легитимности политической власти:

- рост степени принуждения;

- ограничение прав и свобод;

- запрет на деятельность политических партий и независимой прессы;

- рост коррумпированности всех институтов власти;

- сращение с криминальными структурами;

- неспособность власти справляться с экономическими проблемами, снижение уровня жизни населения.

Политическая власть, сопровождая человеческое общество на всем протяжении его истории, выполняет роль важнейших функций, объективно присущих ей.

Основная функция политической власти - управление, руководство обществом, государством и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Любая политическая власть с момента становления разрабатывает в соответствии с экономическим и политическим состоянием страны стратегию и тактику управления, конкретную политику в отношении различных слоев общества; особое внимание уделяется отношениям с оппозицией, политике обеспечения ресурсов власти.

Вторая функция тесно связана с первой - это функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партии, избирательная система и т.д.) к целям и задачам тех сил, которые пришли к власти.

Третья функция - это обеспечение стабильности в государстве и обществе. Выполнить эту функцию стремится любая политическая власть, поскольку от степени достижения этой цели зависит, насколько долго она будет иметь возможность осуществлять властные полномочия в том или ином обществе.

Реализация этих функций политической властью происходит через решение разнообразных задач, которые вытекают из этих функций, но уже носят субъективный характер. Это значит, что какая-либо конкретная власть на основе всестороннего анализа внутренних и внешних обстоятельств, своих ресурсов должна сформулировать перед собой, обществом конкретные задачи (например, экономического характера) и добиваться их решения.

Вопросы для самоконтроля знаний по теме:

1. В чем кроется социальная природа власти? Обоснуйте свое мнение.

2. Назовите основные характеристики политической власти.

3. Что такое «ресурс власти»? Назовите основные ресурсы политической власти.

4. Что является основанием политической власти?

5. Как политология классифицирует политическую власть?

6. Каковы критерии легитимности политической власти? Охарактеризуйте их.

7. Какие функции присущи политической власти? Раскройте их содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: