Структура и виды себестоимости продукции
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
Основными составляющими ее являются затраты, связанные с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также затраты на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции является качественным показателем, он отражает результаты хозяйственной деятельности организации. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации.
Виды себестоимости
● В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции она может быть:
1) цеховая себестоимость – характеризует затраты цеха на изготовление продукции, включает все прямые затраты и общепроизводственные расходы;
2) производственная себестоимость – включает затраты предприятия, связанные с выпуском продукции; состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов;
|
|
3) полная себестоимость – включает в себя производственную себестоимость, коммерческие и сбытовые расходы, т.е. отражает общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции;
● В зависимости от принадлежности затрат к организации (отрасли) себестоимость продукции может быть:
1) индивидуальная себестоимость– свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции;
2) среднеотраслевая себестоимость– характеризует средние по отрасли затраты на производство продукции данного вида.
Среднеотраслевая себестоимость рассчитывается по формуле средневзвешенной арифметической.
● В зависимости от планирования затрат себестоимость может быть:
1) плановая себестоимость– характеризует затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период;
2) фактическая себестоимость– отражает размеры действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.