6.1. Регулирование предпринимательской деятельности
Государственное регулирование предпринимательской деятельности - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики.
Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рыночной экономики в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.
Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики, которая представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.
Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
|
|
Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с эти можно выделить государственное регулирование на:
- федеральном уровне;
- уровне субъекта Федерации;
- уровне автономной области и автономных округов.
Регулирование - непременный элемент государственно-управленческой деятельности и одна из ее функций.
Государственное управление предполагает прямое и непосредственное вмешательство органов государства в экономику с использованием административных методов регулирования, в то время как государственное регулирование позволяет использовать более широкий спектр средств и инструментов, в том числе методы и средства косвенного регулирования рыночных отношений, и с этой точки зрения понятие государственного регулирования гораздо шире, чем понятие государственного управления.
Косвенные методы являются основными в регулировании современной экономики, хотя рынок и представляет собой саморегулирующую систему.
|
|
6.2. Цели государственного регулирования
предпринимательской деятельности
Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики.
В качестве основной цели можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на конкретной стадии развития общества.
В свою очередь главная цель раскрывается через второстепенные цели:
- выравнивание экономического цикла;
- обеспечение стабильного развития экономики;
- обеспечение денежного обращения;
- создание конкурентной среды;
- обеспечение нормальной занятости населения;
- обеспечение стабильности цен;
- создание условий для социального партнерства.
Функции государства в сфере экономики выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в результате достижения поставленных целей.
Одна из основных функций государства в области экономической деятельности заключается в создании правовой базы для эффективного функционирования рынка, создания стабильных "правил игры". В связи с этим возникает задача создания правового обеспечения реализации данной функции государства в сфере экономики.
Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. В качестве правовых форм государственного регулирования экономики традиционно выступают законы и подзаконные акты.
6.3. Методы государственного регулирования
Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые методы государственного регулирования связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.
Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности, они отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.
Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой, соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.
6.4. Средства государственного регулирования
1. Правовые средства государственного регулирования. К ним относятся: договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др. Указанные средства широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности.
|
|
2. Средства административного регулирования - разрешение совершения определенных действий: лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.
3. Экономические средства государственного регулирования: прогнозирование и планирование.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйства. Прогнозирование - предпосылка для планирования.
Планирование - деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата.
Виды планирования:
Директивное планирование предполагает обязанность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей.
Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики ее отдельных частей.
4. Система налогообложения, налоги. Влияние системы налогообложения на предпринимательскую деятельность способно как стимулировать, так и замедлять или вообще прекращать отдельные ее виды. Налоги - основной источник формирования госбюджета, посредством которого осуществляется реализация социально-экономических функций любого государства.
|
|