Упражнение «Пучки согласных»

Гбди, гбдэ, гбда, гбдо, гбду, гбды, гбде, гбдя, гбдё, гбдю.

Бдги, бдгэ, бдга, бдго, бдгу, бдгы, бдге, бдгя, бдгё, бдгю.

Вгди, вгдэ, вгда, вгдо, вгду, вгды, вгде, вгдя, вгдё, вгдю.

Вдги, вдгэ, вдга, вдго, вдгу, вдгы, вдге, вдгя, вдгё, вдгю.

Кпти, кптэ, кпта, кпто, кпту, кпты, кпте, кптя, кптё, кптю.

Птки, пткэ, птка, птко, птку, птке, пгкя, пткы, пткё, пткю.

Фкти, фктэ, фкта, фкто, фкту, фкты, фкте, фктя, фкте, фктю.

Фтки, фткэ, фтка, фтко, фтку, фткы, фтке, фткя, фткё, фткю.

Сонорные согласные [М] — [М'], [Н] — [Н'], [Л] - [Л'] и [Р] - [Р']

Звуки [М] и [Н] — сравнительно благополучные звуки нашей речи. При произнесении звука [Н] следите, чтобы язык не выходил за зубы.

При произнесении звука [М], [М'] губы сомкнуты, мягкое нёбо опущено, и воздух выходит через нос, разрывая преграду. Голосовые складки вибрируют.

При произнесении звука [Н], [Н'] кончик языка упирается в верхние передние зубы, как при звуках [Д] и [Т], зубы открыты, выдыхаемый воздух выходит через нос, нёбная занавеска опущена. Связки вибрируют.

Повторите вслух на одном выдохе каждое следующее упражнение (Если строчка длинная, делайте добор воздуха):

Упражнение №1. Ми, мэ, ма, мо, му, мы, ме, мя, мё, мю. Ни, нэ, на, но, ну, ны, не, ня, нё, ню.

Упражнение №2. Мими-мимми, мэмэ-мэммэ, мама-мамма, момо-моммо, муму-мумму, мымы-мыммы, меме-мемме, мямя-мяммя, мёмё-мёммё, мюмю-мюммю.

Упражнение №3. Нини-нинни, нэнэ-нэннэ, нана-нанна, ноно-нонно, нуну-нунну, ныны-нынны, нене-ненне, няня-няння, нёнё-нённё, нюню-нюнню.

Упражнение №4. Мимимим, мэмэмэм, мамамам, момомом, мумумум, мымымым.

Упражнение №5. Мимимимь, мемемемь, мямя-мямь, мёмёмёмь, мюмюмюмь.

Упражнение №6. Нининин, нэнэнэн, нананан, нунунун, нононон, нынынын.

Упражнение №7. Нинининь, нененень, нянянянь, нёнёнёнь, нюнюнюнь.

Произнесите слова: мина, мелочь, мастер, мята, молодость, мудрость, нить, нежность, панама, новость, стон, накануне, осень.

Звук [Л] труден для произношения и дефекты произнесения звука Л в речи встречаются часто и имеют ряд разновидностей. Сюда относится: удлинение смежных гласных («аампа», «паака», «стоо» вместо лампа, палка, стол); произнесение Л в виде краткого гласного звука типа Ы («ыампа», «паыка», «стоы»); замена Л звуком (j) («йампа», «пайка», «стой»), фонемой л' («лямпа», «палька», «столь»), фонемой к («нампа», «панка», «стон»); произнесение л в виде заднеязычного носового звука нг («нгампа», «нгапа» вместо лампа, лапа).

Наиболее распространенным видом ламбдацизма является произнесение в качестве л звука в или краткого у. Язык при этом оттянут в глубь рта, как при гласном у.

Для произнесения звука [Л] кончик языка прижимается к верхним передним зубам, зубы обнажены, нёбная занавеска поднята. Связки вибрируют. При произнесении смягченного [Л'] кончик и часть языка прижимаются к альвеолам верхних передних зубов, ближе к середине твердого нёба.

Упражнение №1. Ли-лэ-ла-ло-лу-лы-ле-ля-лё-лю.

Упражнение №2. Ли-ли, лэ-лэ, ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы, ле-ле, ля-ля, лё-лё, лю-лю.

Упражнение №3. Ли-ли-ли, лэ-лэ-лэ, ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы, ле-ле-ле, ля-ля-ля, лё-лё-лё, лю-лю-лю.

Упражнение №4. Ли-ли-ли-лилл, ла-ла-ла-лалл, лэ-лэ-лэ-лэлл, ло-ло-ло-лолл, лу-лу-лу-лулл, лы-лы-лы-лылл.

Упражнение №5. Ли-ли-ли-лилль, ле-ле-ле-лелль, ля-ля-ля-лялль, лё-лё-лё-лёлль, лю-лю-лю-люлль.

Упражнение №6. Гли-глэ-гла-гло-глу-глы-гле-гля-глё-глю.

Упражнение №7. Дли-тли, длэ-тлэ, дла-тла, дло-тло, длу-тлу.

Упражнение №8. Л-ль, л-ль, л-ль, л-ль…

Произнесите слова: лист, лето, Лара, лом, луч, люлька, люстра, зал, соль, колокол.

Повторите на выдохе медленно и четко следующие предложения (поставьте себе задачу осудить кого-то, похвалить, оправдаться или уговорить, меняйте темп произнесения):

1. Раз солгал — навек лгуном стал.

2. За сцену бала он получил три балла.

3. Ване удалось помыться в ванне.

4. Звону много, а толку мало.

5. У злой Натальи все люди канальи.

6. Мимозы Мила маме купила.

7. Он за нас, а мы — за ананас.

8. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

9. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

10. Не мил и вольный свет, коли милого нет.

11. Шел мимо, зашел, где мило.

12. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Отработка произношения согласного [Р], [Р']

Это самый трудный звук в устной речи, и потому особенно часто подвергается разнообразным искажениям. При произнесении звука [Р] кончик языка лежит у альвеол верхних передних зубов. При выдохе кончик языка под воздействием сильной струи воздуха то отскакивает от нёба, то снова касается его, вибрирует. Вибрация происходит около передней части твердого нёба. Края языка прижаты к боковым зубам.

При произнесении мягкого [Р'] вибрация происходит еще ближе к передним верхним зубам и в силу своей мягкости требует большего количества и частоты вибрации, чем при [Р], следовательно, и более сильной струи и напора выдыхаемого воздуха.

При картавом [Р] следует путем постепенного развития гибкости и послушности кончика языка заставить его вибрировать. Одним из упражнений, помогающим картавящему добиться вибрации кончика языка, является четкое напористое и довольно быстрое чередование звуков [ЗЗЗ] и [ЖЖЖ] на одном непрерывном выдохе. Непрерывное произнесение этих звуков дает постепенно ощущение легкой вибрации кончика языка.

Упражнение №1. Зжд, зжд, зжди, зждэ, зжда, зждо, зжду, зжды.

Упражнение №2. Зждр, зждрр, зждррр… зждри, зждрэ, зждра, зждро, зждру, зждры.

Упражнение №3. Тд-тд-тд-трри, тд-тд-тд-тррэ, тд-тд-тд-трра, тд-тд-тд-трро, тд-тд-тд-трру…

Упражнение №4. Дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры…

Упражнение №5. Дрирр, дрэрр, драрр, дрорр, друрр, дрырр…

Упражнение №6. Ри, рэ, ра, ро, ру, ры, ре, ря, рё, рю.

Упражнение №7. Ри-ри, рэ-рэ, ра-ра, ро-ро, ру-ру, ры-ры, ре-ре, ря-ря, рё-рё, рю-рю.

Упражнение №8. Ри-ри-рирр, рэ-рэ-рэрр, ра-ра-рарр, ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ры-ры-рырр.

Упражнение №9. Ри-ри-риррь, ре-ре-реррь, ря-ря-ряррь, рё-рё-рёррь, рю-рю-рюррь, ри-ри-риррь.

Упражнение №10. Рири-рирри, рэрэ-рэррэ, рара-рарра, роро-рорро, руру-рурру, рыры-рырры.

Упражнение №11. Рири-рирри, рере-рерре, ряря-рярря, рёрё-рёррё, рюрю-рюррю.

Произнесите следующие слова: бомбардир, секретарь, вратарь, прибор, лаборатория, отрегулировали, парламентарий, переиллюстрировать, рояль, ряженка, царица.

Повторите вслух на выдохе, не напрягая голоса, медленно и четко следующие фразы (не забудьте поставить к ним задачи, например, посплетничать, договориться о свидании):

1. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

2. Клара-краля кралась к Ларе.

3. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

4. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

6. Курьера курьер обгоняет в карьер.

7. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал — не мелел Байкал.

8. Ловко лавируя в ларингологии, лекарь ларинголог легко излечивал ларингиты.

9. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

10. Раз солгал — навек лгуном стал.

11. На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: