Разница между межличностным конфликтом различного отношения к ним.
Противоречием, необходимость 477
Способы поведения руководителя в конфликтных ситуациях.
3. Виды конфликтов в педагогическом коллективе, типичные способы их разрешен>
Динамика развития конфликта.
5. Предупреждение и разрешение конфликтов делового и личного планов.
Тема 4. Пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектщ
Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического коллектив
Пути и средства повышения эффективности работы педагогического коллектив
Улучшение обученности и воспитанности учащихся.
Организация работы педагогического коллектива над различными текущими пр лемами.
Темы для рефератов
Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства педагогии ким коллективом.
Социально-психологические факторы стимулирования труда педагога.
Типы и способы разрешения конфликтов в педагогическом коллективе.
Пути и средства повышения эффективности деятельности педагогического лектива.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
Пути улучшения стиля руководства педагогическим коллективом.
Система социально-психологического стимулирования качества труда учител воспитателя.
Эффективные способы предупреждения и разрешения межличностных конфлв в педагогическом коллективе.
Литература 1
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1< (Брейнсторминг: 200-203. Групповая дискуссия и принятие решений: 204-Д Психология и школа: 242-248.)
Шакуров Р. Х" Алишев Б. С. Причины конфликтов в педагогичес коллективах и пути их преодоления//Вопросы психологии. 198 № 6.- С. 67-76.
Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей М., 1989.
II
Аникеева Н. П. Психологический климата коллективе.-М., И (Психологический климат педагогического коллектива: 184-196.) Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петр ского.-М., 1979.
(Психология педагогического коллектива: 280-283.) Шакуров Р. X. Социально-психологические проблемы руководсН педагогическим коллективом. М., 1982.
(Исследование проблем лидерства: 10-33. Управление педагогическим колле вом: 33-192.)
Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: психологические возможности у)л шения общения. М., 1986.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Автократичность - властность, склонность человека к использованию недемократичных методов воздействия на людей в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т. п. Агрессивность - враждебность; свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Аккомодация (в теории Ж. Пиаже) - изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями.
Акцентуированные типы характера - типичные сочетания черт характера, при которых одна или несколько черт получают сильное, необычное развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой поведение человека в различных ситуациях. Ассимиляция (в теории Ж. Пиаже) - использование в новых условиях готовых умений и навыков без их' существенного изменения.
Ассоциация - соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из этих явле-'ний закономерным образом влечет появление другого. Атавизм - проявление растущим организмом каких-либо признаков, унаследованных от его далеких предков, выполнявших ранее важную приспособительную роль, со временем утраченную. Аутотренинг (аутогенная тренировка) - комплекс специальных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении. А. используется человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением. Аффилиация - потребность человека в установлении, сохранении
' и упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских отношений с окружающими людьми. Стремление к личному эмоциональному сближению с людьми. Биогенетический закон - постоянное, систематическое воспроизводство в процессах и стадиях актуального физиологического, психо-. логического и поведенческого развития индивида явлений, характерных для филогенетического развития соответствующего биологического вида.