Введение
В философии есть особые принципы осмысливания любых проблем, поэтому потребность в философском знании по своей природе — общественная, а не личностная, и потому философия как общественный феномен объективна так же, как любое общечеловеческое теоретическое знание.
Изучение философии способствует формированию:
· собственной мировоззренческой позиции;
· абстрактного (научного и философского) образа мышления;
· понимания фундаментальных проблем бытия человека;
· отношения к миру в рамках различных философских школ;
· отношения к общечеловеческим ценностям;
· ориентиров для поиска ответов на вечные вопросы бытия;
· предпосылок осознанного самоопределения в жизни;
· понимания своего смысла в жизни.
В учебных материалах дана характеристика предмета философии; рассматриваются соотношения философии и мировоззрения описаны основы общей и социальной философии; представлена история философской мысли и принципы современного философского знания, на котором во многом строятся образование, наука, культура, экономика и общественная жизнь.
|
|
Благодаря системному изложению материала студенты смогут составить целостное представление о философии, в краткие сроки обновить и изученное при подготовке к практическим занятиям, зачёту и экзамену.
Учебные материалы состоят из двух разделов, восьми тем, и тридцати одного проблемных вопросов. В заключение каждого раздела даются задания для самостоятельной работы в домашних условиях, и список литературы для подготовки к аудиторным практическим занятиям.
Раздел I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ИСТОРИЯ
Тема 1. Основные понятия и предмет философии
Возникновение философии и становление её предмета
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580-500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.
|
|
Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.