Смысл и цель ритрита

Тибетское слово ЦАМ (мЦАМс), переводимое как «ритрит» или «затворничество», означает проведение границы (мЦАМс бЧАд). Эта граница имеет три аспекта - внешний, внутренний и тайный. Внешний аспект или принцип ритрита означает, что никому не позволяется пересекать территориальную границу и вторгаться в место ритрита. Тот, кто находится в затворничестве, в свою очередь не может покидать территории ритрита, оставаясь там как вкопанный. Внутренний ритрит означает полное прекращение всех мирских активностей тела, речи и ума, то есть обыденных дел, обычных разговоров и нерелигиозных мыслей. Находясь в затворничестве, вы не должны заниматься такими делами. Тайный ритрит подразумевает неотвлечение от осознавания природы ума.

Смысл затворничества состоит в устранении отвлечений и получении возможности целиком и полностью посвятить тело, речь и ум достижению просветления. Будда Шакьямуни провёл шесть лет в ритрите в джунглях Бодгаи. Махасиддхи Индии проводили в затворничестве по много лет. Множество великих мастеров Тибета прожили в ритрите всю жизнь.

Наша практика воззрения, медитации и поведения страдает от различных отвлечений. Даже если вы осознали природу ума, тем не менее вам необходимо провести много времени в ритрите для того, чтобы достичь стабильности в этом осознавании. Достижение полного просветления за одну жизнь без ритрита просто невозможно. Мастер Дзогчена 19 века Палтрул Ринпоче определил это так:

«До тех пор, пока вы не достигли стабильности,

Важно избавиться от отвлечений и практиковать.

Вы должны разделить медитацию по сессиям.»

В соответствии с традицией Дзогчена практикующий должен оставить девять видов активности. По этой причине йоги и йогини удаляются в горы и проводят жизнь в уединении. Они полностью прекращают говорить, потому что разговоры - это основная форма общения в этом мире. Прекратив разговаривать, вы отсекаете главный источник отвлечения. Если вы хотите сделать ритрит по Дзогчену, обратите внимание на то, как Мастер Кхарак Гомчунг (11 век н.э.) описал принцип затворничества:

«В уединённом месте, пронзающем сердце мыслью о смерти,

Практик, полностью отрешившийся от пристрастий,

Проводит границу, оставляя все мысли об этой жизни,

И его ум не трогают восемь мирских забот.»

Настоящее место ритрита - это глубоко осмысленное понимание непостоянства. Мысль «я могу умереть в любой момент» должна пронзить сердце, и именно эта мысль должна стать вашей настоящей ритритной хижиной. Если у вас имеется такое сильное чувство непостоянства, то ваше отречение разовьётся самопроизвольно. Вы отрешитесь от привязанности к самсаре, видя, насколько бессмысленны и тщетны все самсарные занятия. Вы отвергнете привязанность к самсаре таким же образом, как будто вас стошнило. После того как вас стошнило, вы же не возвращаетесь, чтобы проглотить свою рвоту, - только псы могут есть блевотину! Это настоящее отношение йогинов. Отрешившись от самсарных занятий, йоги не возвращается назад.

Настоящий йоги думает так: «Если я умру, это нормально; если я заболею, это тоже нормально; что бы со мной ни случилось, -просто здорово. Я буду только практиковать! У меня нет времени, чтобы тратить его впустую! Мне больше ничего не осталось, как сидеть и практиковать». Именно таким образом он или она проводит границу, оставляя все заботы этой жизни. Практикующий - это не тот, кто отсчитывает месяцы или годы своего ритрита, а тот, кто сидит, полностью сосредоточив ум на практике. Только благодаря такой устремлённости Сиддхи прошлого достигали просветления. Вам тоже необходима такая решительность, если вы хотите достичь просветления за одну жизнь.

Если вы будете так практиковать, то вас не уязвят восемь мирских забот, а именно обретения и потери, слава и бесславие, похвала и хула, удовольствие и несчастье. Эти четыре строки Кхарак Гомчунга описывают абсолютный, внутренний ритрит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: