Партнерство бизнеса и государства в сфере социальной политики

Содержание государственной социальной политики реализуется в трех основных формах: финансовой, организационно-экономической и институциональной. Формы включают в себя методы, а методы, в свою очередь, включают инструменты государственного воздействия, целесообразность которых определяется историческими и социально-экономическими условиями, что в совокупности составляет содержание государственной социальной политики. Анализ мирового опыта свидетельствует, что существующие формы, методы и инструменты реализуются в рамках разнообразных социальных программ (программы страхования, социального обеспечения и социальной помощи, развития образования, медицины и др.), финансируемых в форме государственных социальных расходов и частными фондами.

Рассмотрим сложившиеся к настоящему времени основные формы, методы и инструменты социальной политики государства. Институциональная форма характеризует такой аспект содержания социальной политики, который связан с созданием и формальным закреплением государством правил и норм, направленных на обеспечение эффективного функционирования рыночной системы, способной создавать положительные социальные эффекты. Для этого существуют законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие правомочия собственности, порядок функционирования частных предприятий, банковской системы и т.п. в рамках нормативно-правовых методов, а также непосредственную административную деятельность государственных структур по регулированию отношений в социальной сфере. Нормативно-правовые методы включают в себя законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в социальной сфере. Административные методы направлены на регулирование и регламентирование деятельности различных государственных служб, некоммерческих организаций и других структур в социальной сфере (например, деятельность службы социальной защиты населения).

Организационно-экономическая форма используется государством для достижения целей и задач в социальной сфере, и включает производственный и контрактный методы, используемые в общественном секторе, а также методы планирования и прогнозирования, применяемые в частном секторе экономики. В силу того, что существуют так называемые «провалы рынка», возникает необходимость производства и оказания услуг с целью реализации коллективных общественных интересов в социальной сфере. Указанные цели достигаются в рамках двух методов: производственного и контрактного. Первый метод состоит в непосредственном производстве и оказании услуг государственными предприятиями (государством). Этот метод используется в основном в сферах, связанных с производством и потреблением чистых общественных благ и услуг, где рыночные методы применять сложно (например, национальная безопасность). Второй метод — заключение контрактов с частными предприятиями для организации их деятельности в социальной сфере. В целях повышения эффективности использования данного метода государство проводит тендеры, конкурсы и т.п., чтобы выбрать наиболее подходящего контрагента. Распространенными инструментами данного метода являются привилегии, дотации, субсидии и гарантии. Привилегия предполагает предоставление частным предприятиям исключительного права на осуществление определенных видов деятельности. Дотации и субсидии предполагают частичное или полное финансирование частных предприятий. Гарантии предполагают субсидирование или дотирование не производителей, а потребителей.

Можно выделить три основные причины, обусловливающие низкий уровень социальных обязательств отечественного бизнеса. С одной стороны, в предпринимательской среде имеет место недопонимание всей многогранности категории «социальная ответственность бизнеса». Подавляющее число отечественных бизнесменов абсолютно искренне полагают, что социальная ответственность бизнеса перед обществом исчерпывается соблюдением социальных обязательств, предусмотренных законом. С другой стороны, в отечественной бизнес-среде по-прежнему доминируют стереотипы мышления, согласно которым социальные расходы рассматриваются как безвозвратные потери. Имеет место недопонимание руководством компаний связи между социально ответственной линией поведения и возможностями создания положительного имиджа компаний, улучшающего возможности позиционирования на рынке.

Кроме того, осложняет ситуацию отсутствие целенаправленной государственной политики в этой области. В частности, не разработана система поддержки со стороны государства компаний, строящих свою деятельность в соответствии с принципами социально ответственного поведения.

Целями государственно-частного партнерства являются концентрация материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных ресурсов, обеспечение баланса интересов и рисков, а также привлечение средств из внебюджетных источников для реализации инвестиционных проектов, планов и программ по развитию инфраструктурных объектов.

Основными задачами государственно-частного партнерства являются:

создание условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности Республики Беларусь;

повышение уровня жизни населения;

повышение эффективности использования имущества, в том числе, земельных участков, находящихся в государственной собственности;

развитие инновационной деятельности, наукоемких производств;

повышение технического уровня производства, совершенствование технологических процессов;

развитие инфраструктурных объектов;

совершенствование инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны, используемых для предупреждения и выявления террористической и иной противоправной деятельности;

эффективное использование бюджетных средств;

повышение качества товаров (работ, услуг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) населению (для населения);

обеспечение роста занятости населения.

ГЧП – это «институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: