Принципы и критерии выбора оптимального месторасположения розничной торговой организации

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений. Решая вопросы размещения магазинов в городах, следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.

В группу градостроительных факторов входят величина го­рода, форма плана и функциональное зонирование его террито­рии, плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторы включают направление и интенсив­ность основных потоков движения общественного и индивиду­ального транспорта.

К социальным факторам относят необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение предприятий рознич­ной торговли, достижение высокого уровня торгового обслужи­вания.

Экономические факторы — обеспечение необходимой эффек­тивности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.

К основным принципам рационального размещения рознич­ных торговых предприятий относятся равномерность и сту­пенчатость размещения магазинов.

Равномерность размещения предполагает расположение ма­газинов равномерно по всей территории города с учетом плотно­сти населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, торгующим товарами повседнев­ного спроса и обслуживающим в основном постоянный контин­гент покупателей.

Групповое размещение означает необходимость территори­ального сближения магазинов разного товарного профиля с це­лью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на това­ры. Это, в первую очередь, касается размещения небольших ма­газинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в ме­стах, где отсутствуют универсам или магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров.

С учетом перечисленных принципов сложилась функциональ­ная система размещения предприятий розничной торговли, в соответствии с которой вся сеть магазинов делится на пред­приятия местного и городского значения.

Магазины местного значения, занимающиеся обеспечени­ем населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса, размещают т в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах т. д.). Они обслуживают население в пределах пешеходной доступности. Основным типом магазина местного значения является универсам. Радиус обслуживания магазинов этой группы составляет 500 м.

Магазины городского значения должны предоставлять населению возможность максимального выбора товаров и услуг. К этой группе магазинов относят универмаги, продовольственные магазины типа «Гастроном», специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами. Магазины городского значения предназначены для обслуживания населения всего города.

Переход к рыночным отношениям привел к необходимости новых подходов к развитию сети розничных торговых предприя­тий. Одной из возможных тенденций в формировании розничной торговой сети в городах, по всей видимости, станет образование «торговых цепей», включающих в свой состав:

- продовольственные магазины самообслуживания с сопутствующими непродовольственными товарами, рассчитанные на каждодневные покупки, — супермаркеты.

- крупные универсальные магазины с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров массового спроса, расположенные преимущественно в пригородах и на трассах, с большими стоянками для автомобилей и рассчитанные в основном на закупки товаров на неделю или на более длительный период, — гипермаркеты;

- магазины, торгующие товарами по ценам более низким по сравнению с другими предприятиями, — магазины-дискаунты.

Понятие «торговый центр» трактуется достаточно широко. Можно выделить два главных толкования их сути:

1. торговый центр как крупное, специально построенное здание, предназначенное для осуществления торгового обслуживания насе-ления;

2. торговый центр как особая часть городской территории.

Здесь торговый центр рассматривается, прежде всего, в качестве особого типа торгового пространства, и в этом смысле понятия «деловой центр» и «торговый центр» можно определить как синонимы или как близкие по содержанию. Деловые (торговые) центры включают большое число связанных между собой предприятий, предоставляющих различные услуги и предлагающих разные товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: