Глобализация технологического развития

В последней трети XX в. процесс осуществления технологических нововведений решительно перешагнул границы отдельно взятых государств и фактически приобрел наднациональный характер. Последствия этого наблюдаются сегодня во всех без исключения индустриально развитых странах.

Глобализация технологического развития неизбежно ведет к обострению межфирменной конкуренции в глобальном масштабе. В итоге промышленные компании и предприятия разных стран мира вынуждены ориентироваться при организации производства на лучшие технические решения, приспосабливая их к условиям и потребностям локальных рынков. Это создает мощные стимулы для торговли технологиями и углубления международной научно-технической кооперации на принципах стратегического партнерства.

Что касается предприятий из стран с переходной экономикой, то, включаясь через такие партнерства в международное разделение труда, они могут снизить входные барьеры для своей продукции на внешних конкурентных рынках.

Наличие необходимых технологических возможностей для быстрого перемещения потоков капитала, экономической и научно-технической информации в режиме реального времени в сочетании с имеющимися в различных регионах ресурсами человеческого капитала приводит к концентрации инвестиций в наиболее перспективных с экономической точки зрения направлениях, ускорению новых радикальных нововведений и тем самым повышению темпов экономического роста в целом.

Поэтому возникла потребность в возможно более полном разделении затрат на получение нового научного знания и освоение новых передовых технологий. Учитывая фактор конкуренции, сделать это проще всего в пределах неформально складывающихся олигополистических группировок, имеющих общие экономические интересы.

В любом случае стратегические исследовательские партнерства любого типа являются удобным инструментом для развития технологических новшеств. Даже незначительное участие в любом альянсе может принести большие выгоды от результатов исследования, которые могут в дальнейшем быть проработаны глубже или иметь коммерческое применение. Более того, данные партнерства могут перерасти в другие формы соглашений или покупки, а также стать трамплином для выхода в будущем на новые территориальные рынки.

Современный экономический рост определяется развитием научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудования, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 70 до 95 % роста ВПП.

Научно-технический прогресс представляется в виде двух составляющих:

- составляющей достижений (результатом являются новые знания, технологии, оборудование);

- составляющей нововведений – инноваций (результатом являются производства новых товаров или услуг, созданные для заказчика "под ключ" с использованием уже достигнутых и проверенных знаний, технологий, оборудования).

В начале XXI в. научно-технический прогресс приобретает ряд новых черт. Иное качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Одно из проявлений этого – резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений с 1885 по 1919 г. составил 37 лет, с 1920 по1944 г. – 24 года, с 1945 по 1964 г. – 14 лет, а в 90-е гг. ХХ в. для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) – 3-4 года. Возникла фактическая конкуренция научного знания и технического совершенствования производства. Стало экономически более выгодно развивать производство на базе новых научных идей нежели на базе самой современной, но "сегодняшней" техники. В результате изменилось взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки – в виде наукоемких технологий. В них способ производства конечного продукта включает в себя многочисленные вспомогательные производства, использующие новейшие технологии.

Ускорение научно-технического прогресса привело к созданию во второй половине ХХ в. нового мирового рынка – технологического, который функционирует наряду с мировыми рынками труда и капитала. Несмотря на то, что международный обмен технологией в товарной форме известен с начала ХХ в., формирование мирового рынка технологии приходится именно на вторую половину 1950-1960-х годов. Именно к этому времени объем международных коммерческих операций с технологией превзошел масштабы национального обмена.

Страны, активно участвующие в международном обмене, прежде всего, технологическом, эффективно использующие интеллектуальный ресурс, обладают значительно более высоким потенциалом развития и способны приобрести ресурсы любого вида и качества, что и в дальнейшем будет усиливать неравномерность экономического развития.

В современных условиях использование интеллектуального ресурса, адаптация хозяйственных субъектов к инновационным процессам определяют не только уровень конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей, но и способность к дальнейшему росту, обеспечение национальной безопасности, вхождением в группу стран-лидеров мирового экономического развития.

Реальный статус страны в современном мире предопределяется тем, каков характер ее экономики: индустриально–сырьевой или индустриально–технологический. В группу развитых входят исключительно страны, способные производить не только высокотехнологичную продукцию, но и сами высокие технологии или технотронные средства производства для обрабатывающей промышленности. Уделом слаборазвитых стран остается механизированная добыча сырья и природных ресурсов, поставляемых для удовлетворения нужд вертикально интегрированных корпораций ведущих стран. В мировой экономике ресурсы текут к технологиям, а не технологии к ресурсам, поэтому сырьевая экономика не может быть конкурентоспособной.

Лидирующее место в экономике XXI века будет принадлежать экономическим системам качественно нового технологического уровня, в которых роль главного ресурса будет играть интеллектуальный ресурс.

При этом, для относительно отсталых стран, обладающих достаточным интеллектуальным потенциалом, открываются возможности совершенствования технологических рывков и выхода в мировые технологические или экономические лидеры.

Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между отдельными странами. Поэтому на рынке появляется специфический товар – технологии, международное перемещение которого сглаживает технологические различия между странами (рис 1.3)

Рис. 1.3 Структура мирового рынка технологий

Под технологическим обменом в широком смысле может пониматься едва ли не весь спектр международных экономических отношении, включая куплю-продажу патентов и лицензий, торговлю товарами, предоставление услуг.

Заинтересованность, продавца совпадает с заинтересованностью покупателя, так как на международном технологическом рынке совокупное предложение новых технологий сталкивается с совокупным спросом на них. Мотивы, побуждающие покупателя приобретать новые технологии на мировом рынке, также многообразны.

Во-первых, импортируя новые технологии, покупатель обычно добивается существенной экономии средств и времени в сравнении с самостоятельными разработками в этой области. Масштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требуют значительных затрат денежных средств, они продолжительны во времени, а предполагаемые результаты не всегда определены. Поэтому часто проще купить, чем сделать самому.

Во-вторых, приобретая новые технологии, покупатель получает возможность ликвидировать в короткие сроки свое техническое отставание в той или иной области. Конечно, далеко не все, что продается на рынке технологий, отражает последние научно-технические достижения и далеко не всегда владелец технического новшества спешит его реализовать в виде лицензии. И, тем не менее, покупки на технологическом рынке открывают доступ к новшествам высокого технического уровня.

В-третьих, приобретение импортных технологий обычно сопровождается сравнительно малыми издержками по освоению производства продукции. Объясняется это тем, что на продажу поступают обычно практически отработанные технологии. К тому же покупатель может рассчитывать на помощь лицензиара при освоении новых технологических пpoцeccoв.

В-четвертых, практика показывает, что изделия, производимые по зарубежной технологии, обычно отличаются высокой конкурентоспособностью. Поэтому часть выпуска новых изделий направляется на внешний рынок, увеличивая экспортные возможности покупателя новой технологии.

Наукоемкие технологии не являются изолированными, обособленными потоками. В целом ряде случаев они связаны и дополняют друг друга. Но для их комплексного использования необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей. Чрезвычайно важны также проникновение одной и той же научно-технической идеи в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынка. Следует вести активный научный поиск во многих направлениях, чтобы не пропустить какой-либо способ перспективного применения нововведения.

Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик. За последние 15-20 лет компании развитых стран накопили значительный опыт организации инновационной деятельности. Возникли различные формы международных отношений при внедрении научных разработок в производство (технологическая кооперация, межстрановой технологический трансферт, территориальные научно-промышленные комплексы). Субъектами мирового технологического рынка выступают государства, университеты, фирмы, бесприбыльные организации, фонды и физические лица (ученые и специалисты).

Рынок технологий сегментирован. В той его части, где осуществляется торговля лицензиями, патентами, ноу-хау и т.д., технология выступает как самостоятельный фактор производства. На других сегментах этого рынка, где технологии материализованы по технологически емких видах продукции, квалифицированных работниках, высокотехнологическом, капитале, международное перемещение технологий смыкается с межстрановым движением товаров, рабочей силы и капитала. Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).

Технология становится товаром лишь при определенных условиях. Технология должна иметь товарный вид, т. е. удовлетворять стандартным требованиям для товара. Поэтому любая технология, как товар на рынке, может выступать в виде патентов, производственного опыта, ноу-хау, опытных и промышленных образцов оборудования, аппаратуры, другой техники, а также технологии в узкомпонимании – как способов производства, технологических процессов и производственных секретов. Только так технология становится товаром и может 6ыть предметом передачи.

В практике технологического обмена почти невозможно выделить объект в чистом виде. Например, поставки какого-либо оборудования всегда сопровождаются передачей пакетов сопроводительной документации, иногда лицензией. Кроме того, фирма-поставщик производит установку, наладку, пуск оборудования, обучение персонала, передавая свое ноу-хау. Иначе говоря, передача технологии имеет место тогда, когда приобретающая сторона рассматривает ее как новую, позволяющую улучшить конкурентоспособность и увеличить в перспективе.

Технология как товар проходит определенный жизненный цикл от момента ее появления, выхода на рынок и до исчезновения с него. Этот жизненный цикл может быть представлен в виде синусоподобной кривой, спадающая ветвь которой соответствует дорыночной фазе цикла и охватывает период от идеи до ее материального воплощения (стадия НИОКР). В течение этой фазы про изводятся затраты, объем которых быстро возрастает при приближении к рыночной фазе, когда разработка воплощается в прототипе, модели или в патенте (рис 1.4).

На дорыночной фазе технология еще не является товаром, а лишь потенциально может им стать. К моменту выхода на рынок расходы на создание технологий быстро увеличиваются, и переход в рыночную фазу является критическим пунктом "жизненного цикла". Если рынок отвергает новый продукт, то затраты становятся бременем. В случае успешного внедрения на рынок спрос на данную технологию возрастает, достигает некоего максимума и затем начинает снижаться. Соответственно меняются и ценовые параметры, а значит прибыль.

Рис. 1.4. Жизненный цикл технологии

Рыночная фаза – восходящая ветвь синусоиды – характеризуется быстрым ростом объемов производства, продаж и прибыли вплоть до определенного уровня зрелости нового продукта. Затем начинаются "старение" продукта, увеличение конкуренции со стороны продуктов-имитаторов, снижение объемов продаж и, как следствие, исчезновение продукта с рынка. В период рыночной фазы быстро возрастают спрос, предложение и конкуренция. Появляется большое число фирм-имитаторов, которые предлагают аналогичный или близкий по своим характеристикам продукт, но под другой торговой маркой.

В настоящее время в высокотехнологичном бизнесе, как и в целом в сфере экономики, сложились три крупнейших центра – США, Япония, Западная Европа, между которыми и разворачивается основная конкурентная борьба.

На первом этапе рыночной стадии жизненного цикла технологии (начало кривой подъема) предпочтение отдается продажам готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы и процессы и которая в состоянии обеспечить покупателю новое качество от использования данного товара.

На следующем этапе, если новая продукция имеет высокий спрос, технологический трансферт развивается за счет прямых инвестиций в расширение производства. позволяя быстро увеличивать массу прибыли за счет снижения удельных затрат на оплату труда, транспортировку и услуги, которые сопровождают продажу и обслуживание.

И лишь на стадии насыщения кривой жизненного цикла технологии предпочтение отдается продажам лицензий – уступке прав собственности на запатентованную и незапатентованную технологию, В последние годы третий этап нередко сопровождается созданием совместных предприятий, как правило, в странах с более низким уровнем техники и технологий, что позволяет продлить спадающую ветвь кривой жизненного цикла.

Описанная стратегия продвижения технологий на международный рынок является традиционной для больших корпораций США и Европы, способных собственными силами создавать и продавать технологии в материализованном виде.

Увеличение скорости появления новых изобретений и возникновение совершенно новых направлений исследований, которые иногда становятся самостоятельными отраслями научного знания, способствуют увеличению скорости морального износа уже имеющейся техники и технологии. Следующее за этим обесценивание постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому у производителей высок интерес к результатам научных исследований, они заинтересованы в контактах с наукой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: