С нами случиться

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ:

Составление психолого-педагогической

Характеристики личности ученика

Учебно-методическое пособие

для студентов педагогических вузов

Казань 2008

Печатается по рекомендации Редакционно-издательского совета Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

УДК. 159. 9. (075.83)

ББК Ю983. 7.

Практика студентов по психологии: составление психолого-педагогической характеристики личности ученика/ Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. - Казань: изд-во ТГГПУ, 2006. - 100 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для организации педагогической практики студентов по завершению курсов общей и экспериментальной, возрастной и педагогической психологии. В нее включены краткий теоретический обзор, примерная схема для составления психолого-педагогической характеристики личности ученика и приложения, включающие рекомендуемые психологические тесты.

Для студентов педагогических, психологических вузов, преподавателей, педагогов, практических психологов, а также всех интересующихся психологией.

Составитель: Л. Р. Фахрутдинова

доцент, кандидат психол. наук

Рецензенты: Д. В. Вилькеев

доктор пед. наук, профессор

А. О. Прохоров

доктор психол. наук, профессор

©Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ--------------------------------------------------------------------------------4

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------------6

КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР------------====--------------------------------10

СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА----------------------------------------------------------------------31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------------34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 -------------------------------------------------------------------------------35

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 -------------------------------------------------------------------------------39

ПРИЛОЖЕНИЕ 3--------------------------------------------------------------------------------58

ЛИТЕРАТУРА------------------------------------------------------------------------------------98

ПРЕДИСЛОВИЕ

Опыт – это не то, что случается с нами.

Это то, чему мы позволяем

с нами случиться.

Олдос Хаксли

Встреча с Другим – удивительная тайна, погружение в неизвестный Мир, тем более, что это мир Ребенка или Подростка. Книга, которую Вы сейчас держите в руках, поможет понять их внутренний мир, индивидуальные особенности, личностные черты, своеобразие душевной жизни. Представленные в данной книге знания позволят приблизиться к пониманию поведения, эмоциональной жизни подростка, его интересов и склонностей.

Для детей большая удача и счастье – Встреча с Учителем. Такая встреча изменяет жизнь в сторону Прекрасного, Доброго, Мудрого, Любящего и Светлого.

От учителя требуется не только компетентность в той сфере знаний, где он является специалистом, но в большей мере душевность, теплота, психологическая проницательность, развитые волевые качества, эмоциональная зрелость. Учитель должен быть не просто Личностью, но личностью позитивной, созидательной, светящейся, мудрой.

Данная книга поможет Вам понять личность ученика, но при условии, что вы сначала познали и поняли собственный внутренний мир. Самопознание и самовоспитание – основа для развития личности учителя. Познав себя, работая над собой, учитель становится снисходительнее, добродушнее, проницательнее при анализе личности ученика. На результаты обследования психики ребенка, на интерпретацию этих результатов оказывает сильное влияние ваше мировоззрение, мироощущение и миропонимание, ваши установки, ваши личные проблемы. Поэтому при психологическом обследовании нужно учитывать, что результаты могут содержать значительную долю субъективизма.

Изучение личности требует наличия большого фактического материала, который не всегда можно полностью собрать за короткий срок педагогической практики. Нами предлагается схема, отражающая основные характеристики личности, изучаемые в рамках учебных программ по психологии и дающая возможность применить накопленные знания по психологии на практике. Поэтому мы предлагаем студенту, предварительно ознакомившись с содержанием методических указаний и приведенной ниже схемой, выбрать интересующий его аспект анализа личности учащегося.

При составлении психолого-педагогической характеристики личности ученика можно опираться на научные методы психологии (тесты, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и др.). Выберите те методы, которые с Вашей точки зрения, в наибольшей степени подходят для изучения личности выбранного вами подростка.

Вам предстоит ответственное дело – научиться проникать во внутренний мир ребенка, научиться его понимать и любить. Душа ребенка еще очень нежная, ранимая, с незрелыми защитными механизмами. Пусть тактичность, чуткость, бережное отношение, уважение и доброжелательность сопровождают ваш контакт с детьми.

ВВЕДЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: