19-20 вв. Ведущие идеи русской религиозной философии (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.) – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.
Соборность. Определяющим признаком соборности служит принцип «единство во множественности». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами и т.д.
Всеединство. Основной принцип всеединства: «Всё едино в Боге». Всё единство – это, прежде всего, единство творца и творения.
Всеединство понималось в трех аспектах:
· гносеологическом — как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;
· социально-практическом — единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
· аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.
Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев и др.).
Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Достоевский). Все пороки человека — следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности.
Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием (Толстой).
Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а из себя (Н.Бердяев).
В русской философии XIX-XX вв. также выделяют философию русского космизма и эсхатологическую философию.
Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (Соловьев).
Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Федоров).
Эсхатологическая философия возникает в России в связи о апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Соловьев, Леонтьев).
Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Н.Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум. Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.