Культурно-исторические условия развития философии на определенном ее этапе

8.09.11

Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское

3) Философское знание является научным, в нем всегда важную роль играет субъективно-личностный момент.

4) Философия имеет дело с вечными проблемы. Проблема бога, счастья, любви, справедливости и тд. Более того даже в один и тот же исторический период невозможно решить эти проблемы однозначно для всех людей.

Поэтому философия обладает комплексом свойств, которые и связывают и отличают ее от других видов знаний.

3) Культура – есть совокупный продукт и способ организации жизнедеятельности общественно-исторического субъекта.

Культура - совокупный продукт жизнедеятельности субъекта. И при таком понимании культура включает все многообразие всех результатов всех видов деятельности.

Культура – искусственно созданный человеком мир.

Как результат исторической деятельности культура представляет собой меру исторического развития субъекта. Точно также и индивидуально-личностная культура является мерой развития человека как личности, индивидуальности.

Основная форма выражения культуры – язык.

Культура является и способом организации жизнедеятельности субъекта. Любой вид деятельности предполагает овладение соответствующим знанием, определенными методами, способами, средствами, предполагает обоснование цели и ожидаемого результата деятельности. Иначе говоря, осуществление любого вида деятельности предполагает овладение определенной культурой: именно культура деятельности и определяет эффективность, результативность и качество деятельности.

Именно в этом и заключается роль культуры как способа организации жизнедеятельности человека. Именно овладение культурой является важнейшим средством социализации личности, ее способности выполнять различные социальные роли. Вместе с тем культура является важнейшим средством и индивидуализации личности, т.е. способом развития индивидуальных задатков, способностей личности.

Вышесказанное позволяет назвать основные функции, выполняемые культурой в обществе:

1) Гуманистическая функция, которая заключается в том, что культура есть важнейшее средство развития субъекта

2) Познавательная функция

3) Ценностно-мировоззренческая функция

4) Нормативно-регулятивная функция

5) Методологическая функция – методы и способы деятельности

6) Функция социальной памяти

7) Коммуникативная

8) Функция психологической защиты и компенсации

Так же, как и мировоззрение, культура обладает сложной многоплановой структурой, аналогичной структуре мировоззрения. Один из аспектов структуры культуры включает ее различные формы, связанные с соответствующими видами деятельности:


1. Политика

2. Право

3. Мораль

4. Художественно-эстетический элемент культуры

5. Наука

6. Философия

7. Религия (атеизм)


Поскольку философия как вид деятельности, особый тип культуры, особый тип знаний, возникает вопрос о месте философии в системе культуры.

Философия взаимодействует с другими элементами культуры:

а) различные элементы культуры, содержащиеся в них знания, ценностный компонент и т.д. анализируются философией, обобщаются и на этой основе конструируется философская картина мира. Поэтому различные элементы культуры выполняют мировоззренческую функцию по отношению к философии, способствуют обоснованию философского мировоззрения.

б) в свою очередь философия оказывает воздействие на различные элементы культуры, выполняя по отношению к ним логико-методологическую роль, т.е. разрабатывает общие понятия, обосновывает законы логического мышления, универсальные методы познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, моделирование и т.д.), которые используются в самых различных элементах культуры.

Место философии в системе культуры определяется и ее функциями.

Первая важная функция философии в системе культуры заключается в том, что философия анализирует различные элементы культуры, является рефлексией над культурой, способствует интеграции, целостности культуры как системы. Кроме того, философия выполняет и другие функции:

1) Ценностно-мировоззренческая

2) Логико-методологическая

3) Познавательная

4) Гуманистическая, которая проявляется прежде всего в том, что философия способствует:

1) Культурному развитию личности, т.к. в философских учениях в сжатой обобщенной концентрированной форме выражены основные идеи, ценности культуры на соответствующем этапе исторического развития.

2) Развитию культуры мышления поскольку философия в ее различных учениях показывает основные методы, способы логического мышления, логические формы, методы и способы познавательной деятельности

3) Развитию самосознания личности, поскольку привлекает личность к размышлению над важными смысложизненными проблемами

Этим и определяется значение философии для личности.

5 вопрос. Историческое развитие общества и культуры обусловливает и историческое развитие философии, которое проходит качественно различные этапы в своем развитии. Историческое развитие философии определяется различными факторами:

1) Социальными (Экономическими, Политическими)

2) Культурными (воздействие различных элементов культуры на философию, причем на различных этапах развития философии определяющее влияние на нее оказывают различные элементы культуры: античность – мифология, элементы зарождающегося знания; средние века – религия; эпоха Возрождения – литература и искусство, Новое время - наука)

3) Преемственная связь в процессе развития самого философского знания

Имея в виду обусловленность исторического развития философии социальными и культурными факторами, философию характеризуют как социо-культурное историческое явление. Учитывая сказанное, при рассмотрении любого этапа в развитии философии следует придерживаться следующего плана:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: