Виды организационных структур коммерческих банков

В зависимости от принципов, положенных в основу специализации подразделений банка, можно выделить несколько видов организационных структур современных коммерческих банков.

Прежде всего отметим традиционную структуру, базирующуюся на функциональном принципе, при котором подразделения банка специализируются по видам оказываемых услуг (кредитный отдел, депозитный отдел, отдел ценных бумаг, операционный отдел, отдел межбанковских операций, отдел валютных операций и т.д.). При этом наряду с подразделениями, занимающимися непосредственным выполнением банковских операций, существуют штабные подразделения (юридический отдел, служба персонала, отдел маркетинга, аналитический отдел и т.д.) и вспомогательные службы (бухгалтерия, отдел автоматизации, отдел телекоммуникаций, хозяйственный отдел, архив и т.д.).

Специализированная структура базируется на специализации подразделений по группам клиентов. Построение организационной структуры в данном случае основывается на сегментации рынка: выделяются относительно однородные по характеру группы клиентов (целевые группы) на основе их принадлежности к определенным отраслям экономики, социальной группе, размера бизнеса, географического расположения и т.п.

Каждое подразделение в этом случае обеспечивает комплексное обслуживание клиентуры своей целевой группы, выполняя, по существу, функции банка в банке, предоставляющего широкий круг услуг, необходимых данной категории клиентов. Для этого в штате подразделений присутствуют специалисты по различным видам банковских операций, типичным для клиентов данной целевой группы.

Более современной является так называвшая матричная система организации структуры управления банком. В этом случае наряду с функциональными подразделениями в банке назначаются менеджеры групп услуг, которые обладают полномочиями принятия решений в рамках своей группы услуг, координации деятельности функциональных подразделений, чье участие требуется для обслуживания клиента.

В современных банках при построении структуры управления принято исходить из разделения подразделений на зарабатывающие, или центры прибыли (англ. profit centers), и расходующие, или центры затрат (англ. cost centers). Это так называемая дивизиональная структура управления. Руководители зарабатывающих подразделений или групп подразделений, составляющих один центр прибыли, наделяются необходимыми полномочиями по планированию деятельности подконтрольных подразделений, принятию необходимых управленческих решений. При этом они несут ответственность за финансовые результаты руководимых ими подразделений.

Как правило, в составе управленческой структуры коммерческого банка выделяют следующие подразделения и службы:

- Управление депозитных и вкладных операций;

- Управление кассовых операций;

- Управление по работе с клиентами;

- Управление бухгалтерского учета и отчетности;

- Управление внутреннего контроля;

- Валютное управление;

- Правовое управление;

- Кредитное управление;

- Управление инвестиций;

- Управление ценных бумаг и финансовых услуг банка;

- Управление маркетинга;

- Управление информационных технологий;

- Управление по работе с филиальной сетью банка;

- Управление безопасности банка;

- Управление по работе с персоналом;

- Административно-хозяйственное управление.

По мере расширения спектра услуг, оказываемых банками, перечень подразделений может быть расширен и видоизменен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: