Задание 2. 1. Согласно задания сравните два варианта применения пестицидов, определив степень опасности пестицидов (Сn)

1. Согласно задания сравните два варианта применения пестицидов, определив степень опасности пестицидов (Сn), средневзвешенную степень опасности ассортимента пестицидов (Сср), экотоксикологическую дозу (Дn), прогноз загрязнения почв пестицидами (ПЗ) и агроэкотоксикологический индекс (Au)

2. Заполните нижеприведенную таблицу 16 и сделайте соответствующие выводы.

Таблица 16 – Результаты расчетов определения экологической опасности загрязнения почв пестицидами

Пестицид Кч Кn Сn Сср Расход пестицида кг/га Кратность обработки, раз Масса пестицида на 1 га, кг Общая масса пестицида на всю площадь (М), кг Дn, кг/га Пз, условные кг/га Au
                       
                     

Практическое занятие №10

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ХИМИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Химическая экология – раздел экологии, изучающий последствия прямого и побочного воздействия на окружающую среду химических веществ и возможные пути уменьшения их отрицательного влияния.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающей его средой. Но с появлением высокоиндустриального общества влияние человека на природу стало масштабнее и губительнее. И сейчас это привело к глобальной опасности для человечества. Наиболее значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы.

Химическое загрязнение – увеличение количества химических компонентов определённой среды, а также проникновение (введение) в неё химических веществ в концентрациях, превышающих норму или не свойственных ей. Наиболее опасно для природных экосистем и человека именно химическое загрязнение, поставляющее в окружающую среду различные токсиканты – аэрозоли, химические вещества, тяжелые металлы, пестициды, пластмассы, поверхностно-активные вещества и др.

Нормативные материалы по химическим опасным веществам, помимо ПДК, включают классификации в зависимости от их различных характеристик: токсичности, концерогенности, мутагенности и др.

В различных сферах природопользования используют классы опасности, в которых учтены особенности влияния и поведения химических веществ в соответствующих сферах.

Оценки опасности химических соединений приводится на основе анализа и учета:

- параметров токсичности;

- величин ПДК;

- способности к материальной кумуляции;

- характеристик «поведения» вещества.

Отнесение к классу опасности проводится по любому из указанных признаков: одному или нескольким.

«Поведение» химического вещества в окружающей среде – свойства вещества изменять свою структуру и химические характеристики, вступить во взаимодействие с различными компонентами окружающей среды, сохраняться в неизменном виде, а также сохранять стабильность биологически активных метаболитов, мигрировать в данной среде на определенные расстояния или мигрировать в сопредельные среды. По «поведению» вещества могут быть подразделены на:

· практически не трансформируемые в воде (хлористый натрий),

· вещества, метаболиты которых, вступая в сложные соединения с природными компонентами, в основном органическими, меняют характер и интенсивность воздействия на биоты, токсичность при этом может возрастать,

· подвергающиеся деградации в природных водах до простых соединений, их метаболиты могут быть более токсичны, чем исходные вещества, а конечные продукты распада могут выходить из круговорота веществ или включаться в него.

Поведение вещества характеризуется также сроками его разрушения (стабильностью).

Рассматривая химическое загрязнение атмосферы, можно выделить три основных источника загрязнения: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Первое место общепризнанно занимает промышленность.

Источники загрязнений: теплоэлектростанции, металлургические предприятия, химические и цементные заводы.

Обычно атмосферные загрязнители (загрязняющие вещества) делят на два вида:

1. Первичные – поступающие непосредственно в атмосферу.

2. Вторичные – являющиеся результатом превращения последних (в результате химических, фотохимических, физико-химических реакций между загрязнителями и компонентами атмосферы).

Основными загрязняющими веществами являются:

1. Оксид углерода (1250 млн.т/год). Это соединение, активно реагирует с составными частями атмосферы и способствует повышению температуры на планете и созданию парникового эффекта.

2. Сернистый ангидрид (до 170 млн.т/год). Источниками выброса являются пирометаллургические предприятия цветной и чёрной металлургии, а также ТЭС. Он подкисляет почву, обостряет заболевания дыхательных путей человека.

3. Сероводород и сероуглерод. Основными источниками выброса являются предприятия по изготовлению искусственного волокна, сахара, нефтеперерабатывающие и нефтепромыслы.

4. Оксиды азота (20 млн.т/год). Основными источниками выброса являются предприятия, производящие азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, нитросоединения, вискозный шелк, целлулоид.

5. Соединения фтора. Источниками загрязнения являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, фосфорных удобрений. Имеют токсический эффект.

6. Соединения хлора. Источники – химические предприятия, производящие соляную кислоту, хлорсодержащие пестициды, органические красители, гидролизный спирт, хлорную известь, соду.

В водопользовании выделено четыре класса опасности загрязняющих воду веществ.

1 класс. Чрезвычайно опасные – вещества, лимитируемые по токсикологическому параметру (накопление в рыбе, опасное для человека и домашних животных). Этот класс представлен ксенобиотиками – чужеродные для организма соединения (промышленные загрязнения), вызывающие гибель организмов. ПДК веществ – ниже 0,00001 мг/л, они обладают высокой или сверх высокой материальной кумуляцией.

2 класс. Высоко опасные –вещества, лимитируемые по токсикологическому параметру (накопление в рыбе, опасное для человека и домашних животных). Этот класс представлен ксенобиотиками, вызывающие гибель организмов. ПДК от 0,00001 до 0,00001 мг/л, эти вещества с умеренной кумуляцией, в отдельных случаях – со слабой.

3. класс. Опасные – вещества с ПДК от 0,001 до 0,0001 мг/л. Могут быть как ксенобиотиками, так и веществами природного происхождения (сероводород, сульфиты). Сюда относятся вещества со слабой материальной кумуляцией.

4 класс. Умеренно опасные – вещества с ПДК выше 0,01 мг/л, не обладающие кумулятивными свойствами. Представлены частично ксенобиотиками (обычно биологически относительно инертными), в значительной степени веществами природного происхождения.

Таблица 17 – Классификация загрязняющих воду химических веществ по токсикологическим параметрам

Группа Токсичность ЛК50 за 96-120 час, мг/л ПДК, мг/л Отноше-ние ЛК50/ПДК
  Особо высокая менее 0,01 <0,0001  
  Высокая 1,0 – 0,01 0,01 – 0,0001  
  Средняя 10 – 1,0 0,1 – 0,01  
  Умеренная 100 – 10 10,0 – 0,1  
  Малая 1000 – 100 200 – 10,0  
  Очень малая >1000 >200 <5

Таблица 18 – Классификация загрязняющих воду химических веществ по способности к материальной кумуляции

Группа Кумуляция Отношение концентратов в организме и воде
  Сверхвысокая >1000
  Высокая  
  Умеренная  
  Небольшая Около 1
  Отсутствует 1,0 и менее

При проведении контроля загрязнения почв для химических веществ используют классификацию, предусматривающую разделение на три класса опасности:

1. Вещества высоко опасные пестициды – атразин, гесохлорциклогексан (ГХЦГ), мефос и др; вещества попадающие с выбросами – мышьяк, свинец, цинк, и др.,

2. Вещества умеренно опасные пестициды – карбофос, нитрофен, семазин, хлорофос и др; вещества попадающие с выбросами – медь, кобальт, хром и др.

3. Вещества малоопасные пестициды – цинеб, прометрин и др., вещества попадающие с выбросами – ванадий, марганец, стронций и др.

Таблица 19 – Классы опасности загрязняющих веществ для почвы

Показатель Нормы для классов опасности:
     
Токсичность, ЛД50 До 200 200 - 1000 >1000
ПДК в почве, мг/л <0,2 0,2 – 0,5 >0,5
Миграция мигрирует мигрирует не мигрирует
Влияние на пищевую ценность с/х продукции сильное умеренное нет

Темы докладов на следующее занятие:

1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

2. Транспорт, как источник загрязнения окружающей среды.

3. Влияние диоксинов на биоту.

4. Полиароматические углеводороды и их влияние на окружающую среду.

5. Ксенобиотики в окружающей среде.

6. Загрязнение гидросферы нефтепродуктами. Последствия для гидробионтов.

8. Реальные и потенциальные экологические опасности.

Практическое занятие №11

РАЗВИТИЕ БЕЗОТХОДНЫХ ТЕХНОЛОГИИ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: