2.40.1. Концентрация производства —процесс, направленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или оказания услуг.
2.40.2. Признаки концентрации:
· создание и развитие крупных производств;
· сосредоточение выпуска большей части продукции отрасли на отдельных специализированных предприятиях.
Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительной техники и роста производительности труда
2.40.3 Формы концентрации производства:
· увеличение выпуска однородной продукции (специализированные пред. приятия);
· увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные предпри. ятия);
· концентрация на основе комбинирования производства (предприятия комбинаты);
· концентрация на основе диверсификации производства – самая слож пая форма; может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм так и за счет более широкой деятельности предприятия.
2.40.4 Экономические преимущества концентрации производства:
· концентрация производства – необходимая предпосылка развития научно–технического прогресса;
· в условиях концентрации производства растет производительность труда; используется высокопроизводительное оборудование;
· объективно возможно внедрение прогрессивной технологии, наиболее экономное использование сырья;
· при увеличении объемов производства происходит непропорционально меньший рост расходов (за счет условно–постоянных расходов). В результате увеличивается прибыльность высококонцентрированного производства.
Концентрация производства не единственный путь развития предприятий. В каждой отрасли имеется свое, экономически целесообразное сочетание крупных, средних и мелких предприятий.
Специализация производства
L. Определение специализации