Древний китай (vi - I ВВ. До Н. Э. )

Человек в даосизме занимает срединное положение в мире, соединяя в себе темное и светлое, мужское и женское, актив­ное и пассивное начала, твердость и мягкость, покой и движе­ние. Он обращен лицом к прошлому, а к будущему повернут спиной. Мир создан не ради человека, он — лишь последнее звено саморазвития мира, движения Времени по кругу. Человек общается с божеством не как индивид, а как потомок, звено родовой цели. Человек еще не ощущает границ собственной личности [1, с.21].

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ (VII - IV вв. до н. э.)

Буддизм устраняет индивидуальное своеобразие людей. Ему неизвестна идея обособленной личности, родившаяся в евро­пейской философии, тема индивидуальной кончины, безвозв­ратной утраты уникальной жизни. После смерти тело и сознание распадаются на множество элементов, которые затем сцепляют­ся в ином месте. Но переселяется не индивидуальная, а косми­ческая душа. У нас нет индивидуальности. Отвергая мысль о сво­бодной воле, буддизм негативно относится к идее о том, что у человека есть душа. [1, с.48 — 50].

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (VI - IV вв. до н. э.)

Античные философы первыми осознали, что ценность жизни — в ее неповторимости. Они сделали значительный, хотя и неокончательный шаг вперед, отделив индивида от космоса. Пово­рот к антропологической теме осуществил Сократ. Его называют родоначальником философии человека. Знаменитое изречение "Познай самого себя" означало, что каждый человек обладает внутренним "Я", центром которого является разум, мышление. Человек рационален: он ставит себе цели и, достигая их, несет за них ответственность. Совершенствование человека есть ре­зультат его деятельности и воспитания.

Человек не только познает самого себя, но и выступает ме­рой всех вещей природных и социальных. Греки воздвигают хра­мы в честь богов, по образу и подобию человека, сообразуясь с "мерой" его восприятия и разумения. В дальнейшем пред­ставление о человеке как ценностной мере всего сущего раз­вивали Демокрит и Платон. В результате антропологизм пре­вратился у греков в антропоцентризм [1, с. 10 — 12, 59 — 64, 435-436].

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV - XIV вв. н. э.)

Принципиально новый подход к человеку связан с христиан­ством, что воплотилось в учении гуманизма. Древнекитайскую, древнеиндийскую и древнегреческую цивилизации относят к до-личностным культурам [1, с. 13]. Христианство поместило чело­века в центр мироздания. Человек — это Храм, он создан по об­разцу и подобию Бога. На человеке отпечаток абсолютной личности творца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: