Гражданское общество. Как и все в социологии, что наполнено богатым внутренним содержанием, понятие "гражданское общество" не удастся втис­нуть в жесткие рамки точного

Как и все в социологии, что наполнено богатым внутренним содержанием, понятие "гражданское общество" не удастся втис­нуть в жесткие рамки точного определения. Оно многозначно. Выделим два главных — гражданское общество как отражение ре­альности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.

В первом случае гражданское общество охватывает всю сово­купность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодей­ствий, статусов, ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере. Оставшаяся часть, а это очень много, на­зывается в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиоз­ные, экономические, культурные отношения, отношения раз­личных классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и т.д., иными словами все то, что непод­контрольно государству. Нетрудно увидеть, что гражданское об­щество в действительности описывает предмет социологии. По­этому когда вам встретится выражение "предмет социологии — гражданское общество", знайте, что оно правильное. Но только в первом значении слова.

Однако у понятия "гражданское общество" есть второе зна­чение, и оно существенно отличается от первого. В качестве со­циологической категории "гражданское общество" констатиру­ет, что есть реальность, описываемая ею: совокупность неполитических отношений. Но в качестве идеологического по­нятия "гражданское общество" указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыс­лящих людей. Речь идет о некоем идеале или лозунге. И как иде­ал "гражданское общество " олицетворяет собой идеальное обще­ство — общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлет­воряющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообра­зие форм собственности, свободный рынок, свободное пред­принимательство, в духовном — идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информа­ции, свободу вероисповедания [3, с.23). Короче говоря, идеал демократического общества. Под такими лозунгами происходи­ла перестройка в середине 80-х годов в СССР и мирная революция 1991, г. в России, разворачивалась борьба между законода­тельной и исполнительной ветвями власти. Переход от социа­лизма к капитализму в нашей стране осуществлялся именно под лозунгом утверждения ценностей гражданского общества. Хотя в реальности, если рассматривать его как социологичес­кую категорию, оно никогда не исчезало.

Итак, сделаем важный вывод: в понятии "гражданское обще­ство" четко различаются два — иногда противоборствующих — значения, два смысла: социологический и идеологический (а есть еще юридический).

В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и соби­рателей. Только 5—6 тысяч лет назад возникло государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: