Методические рекомендации. В ХХ веке позитивизм вступил в третью стадию своей эволюции - неопозитивизм

В ХХ веке позитивизм вступил в третью стадию своей эволюции - неопозитивизм. Второй стадией был махизм. Студент должен иметь общее представление о втором этапе, чтобы не потерять главную нить анализа. Махисты переключились на выработку научных процедур, позволяющих уйти от понятий, мешающих исследовательской деятельности. Так появились элементы мира и принцип экономии мышления. Махисты повели атаку на устойчивый понятийный каркас научного знания из-за боязни онтологизации знания. В действительности под огнем критики оказались философские понятия.

Во многом эту идею поддержали неопозитивисты. Студент должен сфокусировать свое внимание на основном девизе этого направления: «Наука само по себе является философией». В нем выражено убеждение, что только наука способна дать истинностное знание пригодное для решения всех проблем. Поэтому свою основную задачу представители неопозитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.) видели в поиске безусловно истинностных элементов в конгломерате человеческих идей и мнений. Для этого они провели демаркацию науки от ненауки с помощью принципа верификации. Следует запомнить, что верифицируемость являлась принципом осмысленности языковых выражений. Студент должен показать, что принцип верифицируемости в конечном счете стал своеобразным бумерангом для самой науки. Так возникла потребность в принципе фальсификации К. Поппера. Студент должен понять суть определения фальсифицируемости и,главное, обратить внимание на то, что фальсификация является критерием демаркации эмпирических наук, но не критерием осмысленности. Поэтому для Поппера метафизика (философия) хотя и не является наукой, но не является набором бессмысленных высказываний. Более того, Поппер говорит о позитивном влиянии философских идей на развитие науки. Освободив философию от обвинений в бессмысленности, Поппер способствовал возрождению интереса к ней среди историков науки. Особенно он проявился при рассмотрении истории становления науки. Так Т. Кун показал, что философская методология выступает предварительным условием научного исследования, она явно включена в научные теории и неявно присутствует во всех научных результатах. Метафизика (философия) заняла достойное место в парадигме Куна. В дальнейшем усилиями П. Фейерабенда, И. Лакатоса и др. была окончательно развенчана программа неопозитивистов по дискриминации философии.

Важно отметить, что если неопозитивизм получил распространение среди естествеено-научной интнллигенции, то экзистенциализи стал одним из выразителей умонастроения западных гуманитариев ХХ века. Теоретические предпосылки экзистенциализма стали формироваться еще в Х1Х веке в учениях Кьеркегора, «философов жизни» (о чем было сказано выше). Однако потребовались определенные социальные условия, чтобы предпосылки обрели четкие формы одного из влиятельнейших философских направлений ХХ века. Такими условиями явились две мировые войны, которые воочию подтвердили бессмысленность человеческого бытия. Студент должен вычленить два направления экзистенциализма и знать основных их представителей. Необходимо знать значение основных понятий экзистенциальной философии: экзистенция, свобода, экзистенциалы, проект, выбор, пограничная ситуация и др. В настоящее время влияние экзистенциализма явно упало. Следует подумать над причинами падения интереса к экзистенциализму в наши дни.

Контрольные вопросы:

1. Какие этапы эволюции прошел позитивизм?

2. Что такое принцип верификации и какую роль отводили ему неопозитивисты?

3. Почему принцип верификации не оправдал надежды неопозитивистов?

4. Что понимает под принципом фальсификации К. Поппер?

5. Как соотносятся фальсифицируемость и осмысленность выражений языка?

6. Как представлял себе логику развития науки Поппер?

7. Как развивается наука с точки зрения Т.Куна и какую роль в этом играют ненаучные формы человеческого духа?

8. Почему потерпела крах попытка неопозитивистов очистить науку от всего ненаучного и объявить науку философией самой по себе?

9. Что такое сциентизм?

10. Каковы философские предпосылки возникновения экзистенциализма?

11. Каковы социальные предпосылки формирования экзистенциализма?

12. Чем различаются светский (атеистический) и религиозный экзистенциализм?

13. Назовите крупнейших представителей этих направлений.

14. Охарактеризуйте основные понятия философии существования.

15. Согласны ли Вы с утверждение Ж.-П. Сартра, что экзистенциализм - это гуманизм?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: