Понятие о памяти Функции и теории памяти

Познание действительности невозможно без восприятия информации, поступающей извне Эту информацию нам предоставляют выше рассмотрены психические процессы: ощущение и восприятие Однако образы внешнего мира, возникает ають в коре головного мозга, не исчезают бесследно Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и состав ае сущность процесса памятью'яті.

Память является одним из пяти познавательных процессов и мощным орудием интеллекта человека

Древние греки считали Богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые были покровительницами все известным в то время наукам и искусствам Имя этой богини дало название памяти

В психологической литературе, когда речь идет о памяти, используются выражения: \"мнемическая направленность\", \"мнемические действия\", \"мнемическая деятельность\"

Память - это психический процесс отражения опыта человека путем усвоения, сохранения и последующего воспроизведения обстоятельств его жизни и деятельности

Благодаря памяти расширяются познавательные возможности человека Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности

Единицами работы памяти является представление - образы ранее воспринятых предметов, явлений, мыслей или фантазий человека Именно через представление память имеет тесную связь с другими познавательными процессами (ощущениями, сп приемом, мышлением и воображением), которые дают основу для запоминания и последующего воспроизведения информацииї.

Виды памяти

Образная память выражается в запоминании образов, представлений конкретных предметов, явлений, их свойств, наглядно данных связей между ними

зависимости от того, какими анализаторами человек воспринимает объекты во время их запоминания, образная память бывает зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и т.д. Довольно часто эти виды памяти работают комбинированных Ован: так, образ определенного человека представляет собой сочетание работы зрительной, слуховой и обонятельной памятьюі.

Двигательная память проявляется в запоминании и воспроизведении человеком своих движений и их сочетаний

Двигательная память является основой для формирования различных умений и навыков, усвоение устной и письменной речи, комплексов движений и т.д. Со временем многое из содержания этого вида памяти приобретает неосознаваемого характ теру, чтобы избегать излишнего психической нагрузки Да, мы умеем ходить, писать автоматизирован благодаря двигательной памятьюті.

Эмоциональная память заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих эмоций и чувств

Это один из самых ранних видов памяти, начинает свою работу еще в раннем детстве Воспоминания детства чаще всего связаны с глубокими переживаниями общем яркие, эмоционально насыщенные события статью во храниться в памяти человека очень долго Следует отметить, что запоминается прежде всего эмоционально окрашенная информацииція.

Словесно-логическая память заключается в запоминании мыслей, понятий, суждений, умозаключений, отражающие существенные связи и отношения предметов и явлений, их общие свойства

В отличие от образной, двигательной и эмоциональной памяти, которая есть и у животных, словесно-логическая память является специфически человеческой памятью на мысли, суждения, закономерности Словесно-логическая память тесно связанного связана с речью и мышлением человека Она формируется вместе с ними и достигает своего заключительного вида позже двигательную, эмоциональную и образнуюну.

Другая классификация видов памяти опирается на признак длительности сохранения информации и имеет следующие виды: кратковременная, долговременная, оперативная

Кратковременная память удерживает информацию в течение очень незначительного времени (доли секунд), ее задача - дать возможность психике решить дальнейшую судьбу информации, поступившей к мозгу - забыть ненужное или запомнить что-то а некоторое ча.

Долговременная память сохраняет информацию в течение значительных отрезков времени, иногда всей жизни человека В нее поступает материал из кратковременной памяти, который не находится там в неизменном виде, а непрерывно перетворюеть ься: обобщается, классифицируется, объединяется в смысловые группыи.

Оперативная память нужна для выполнения человеком определенных текущих операций и содержание информации при них Так, синхронный переводчик содержит слова, услышанные от иностранца, пока не переведет их, потом забывает

22. Характеристика основных мето­дов (приемов) исследования в психологии.

Психология как наука имеет определённые предмет и методы изучения психических явлений. Знание методов и умения с их помощью изучать возрастные и индивидуальные особенности психического развития личности - путь к более глубокому познанию психологических особенностей личности и использования этих знаний в практической деятельности.
Метод - способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. В нашем случае - способ познания психических явлений. Метод есть способ, орудие, которое способствует разъяснению теоретических и практических проблем. Этот термин используется и для обозначения приема или системы приемов, применяемых в определенной деятельности.
Методами психологических исследований называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей. В психологии выделяют четыре группы методов:
1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.
Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированное ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия.
Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.
Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.
2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.
3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.
4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.
Примеры: Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Устный опрос. Письменный опрос. Свободный опрос. Стандартизированный опрос.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: