Творческое мышление и его развитие. Стадия становления мышления

В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. В настоящее время существует несколько наиболее известных квалификаций этапов развития мышления человека. Все эти подходы имеют определённые отличия друг от друга. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее.

Широкую известность приобрела теория развития мышления в детстве, предложенная Ж. Пиаже, в рамках онтогенетического направления. Пиаже исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение. Поэтому не случайно теория развития мышления ребёнка, предложенная Пиаже, получило название "операциональной". Операция, по мнению Пиаже, представляет собой внутреннее действие, продукт преобразования ("интериоризация") внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основными свойствами которой является обратимость. В развитии мыслительных операций Пиаже выделил 4 стадии:

1. Сенсомоторная стадия

(0 - 2 л.) - характеризуется развитием способностей воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребёнка. Причём под познанием предметов предполагается осмысление их свойств и признаков. К концу первой стадии ребёнок становится субъектом, т.е. выделяет себя из окружающего мира, осознаёт своё "Я". У него отмечаются первые признаки волевого управления своим поведением, и помимо, познания предметов окружающего мира ребёнок начинает познавать самого себя.

2. Стадия операционального мышления

(2 - 7 л.). Этот возраст характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризация внешних действий с предметами, формируется наглядные представления. В это время у ребёнка наблюдается проявление эгоцентризма мышления, что выражается в трудности принятия позиции другого человека. В это же время наблюдается ошибочная классификация предметов из-за использования случайных и второстепенных признаков.

3. Стадия конкретных операций с предметами (

7,8 - 11,12 л.) В этот период, по мнению Пиаже, умственные операции становятся обратимыми. Дети, достигшие этого уровня, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих суждениях. По мнению Пиаже, В этом возрасте дети приходят к интуитивному пониманию 2-х важнейших принципов мышления. В это же время у детей проявляется способность, названная Пиаже, сериацией. Суть данной способности заключается в возможности ранжировать предметами по какому-либо измеряемому признаку, например по весу, величине, громкости, яркости и др. Кроме того, в данный период у ребёнка проявляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы.

4. Стадия формальных операций

(11,12 - 14,15 л.). При этом следует отметить, что развитие сформированных по данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни. На данной стадии развития у ребёнка формируется способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.

Творческое мышление—мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям

Один из известнейших исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд рассматривал творческое мышление как синоним креативности. В своих работах он рассматривал креативность как способность человека к генерации чего-то нового, особенно в культурном аспекте: нового слова в живописи, музыке, литературе, технике, дизайне и т.п. Подняв планку для творческого мышления, Гилфорд изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:
1) оригинальность и необычность идей, стремление к интеллектуальной новизне;
2) семантическая гибкость (способность видеть объект под разными углами зрения);
3) образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны)

4) семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей).
Тема творческого мышления довольно активно исследуется многими специалистами. В ходе экспериментов было обнаружено, например, сильное влияние на творческое мышление сугубо личностных особенностей. Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон установили, что проявлению творчества мешает:
- склонность к конформизму,
- страх показаться глупым,
- страх критиковать как проявление сильной вежливости,
- (наоборот) выраженное критиканство,
- завышенная оценка собственных идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: