Проблема развития личности. Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности

Понятие «гармоничная личность» помимо прочего включает в себя психическое здоровье и душевное равновесие. Чтобы эти параметры были соблюдены, сознание и бессознательное должны активно взаимодействовать. Это обеспечит человеку одновременное ощущение связи с коллективом, окружающим миром, и осознание себя как индивидуальной, неповторимой единицы мироздания. Проблема развития личности и состоит в соединении этих противоположных начал в человеческой душе. Использование общечеловеческого опыта должно сопровождаться внимательным отношением к своему внутреннему голосу. Только в таком случае возможно существование логичной, целостной натуры. Огромную роль в процессе роста личности или Эго из бессознательного играет рефлективный дар, выделяющий человека среди остальных живых существ. Именно благодаря ему личность оказывается способна совмещать два мира: внешний и внутренний. Внешний мир имеет два измерения: горизонтальное — физические данные окружающей среды, познаваемые с помощью органов чувств, и вертикальное — духовная составляющая, отражающая ступень развития общества. Внутренний мир — это бессознательное начало, дающее почву для роста личности и создания субъективного отношения к внешним условиям.

Этапы развития личности В стремлении к единству психика каждого человека проходит несколько этапов своего развития. При этом изменения происходят в течение всей жизни личности. А особенно важными они становятся во второй ее половине, когда детские и юношеские достижения оказываются на втором плане. • Первый этап развития принято называть мистическим участием. Он характеризуется крайне слабой обособленностью Эго. Оно воспринимается как часть общего мира. В этот момент элементы внешние и внутренние принадлежат к единому целому. Такая стадия развития присуща детям и дикарям, которые воспринимают себя как часть окружающей среды, а не как отдельную личность. В цивилизованном обществе стадия мистического участия встречается в виде психологии толпы, где в поведении человека отсутствует личная ответственность за происходящие события.

• Далее проблема развития личности трансформируется в необходимость усвоения правильных установок. В этот момент появляется первичная дифференциация окружающих и себя по половому признаку, а также возникают начальные представления о противопоставлениях в окружающем мире. Например, горячо-холодно, хорошо-плохо, свет-тьма. Основное влияние на развитие человека на этом этапе оказывает мать как воплощение женского начала. • За матриархатом приходит патриархат. Главенство получают такие ценности как дисциплина, осознание ответственности, прохождение различных жизненных испытаний. В этот момент положение женщин воспринимается как подчиненное, зависимое. • Последний этап приносит интеграцию женского начала как необходимого элемента в человеческую личность. Этот момент в развитии психики является решающим. Именно с этого времени человек получает возможность совмещать в себе противоположные стороны психического. Для поддержания гармонии в личности должны соседствовать материя и дух, женское и мужское, бессознательное и сознание… Разумеется, на этом развитие личности не заканчивается. Однако именно эти же этапы повторяются в течение всей жизни человека. Внешние проявления становятся иными, но их смысл останется неизменным. Развитие по спирали позволяет совершенствоваться в течение всей жизни, вбирая в собственное сознание все новые и новые составляющие.

Проблема развития личности требует постоянного приложения сил в направлении усложнения Эго, гармонизации его элементов. В первой половине жизни это происходит за счет познания окружающей действительности, взаимодействия с ней, выстраивания отношений с людьми, достижения определенного уровня образования и создания собственной семьи с постижением новых для себя ролей. Во второй же части пути развитие личности приобретает осознанность, что сказывается на качествах, культивируемых в сознании. Также в это время внешняя жизнь становится более активной и продуктивной, позволяя личности самореализоваться. Подобные действия приводят к еще большей потребности в общении с собственным Эго, приводя к его росту и совершенствованию.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности предопределяют видимые и невидимые различия людей. К наследственным относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы предоставлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции через саморазвитие и самосовершенствование. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение наследования интеллектуальных, специальных, социальных, моральных и духовных (в широком смысле) качеств.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Школа, класс, друзья — следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: