Наука — это сфера человеческой деятельности, целью которой является производство новых знаний о природе, обществе и мышлении включающее в себя ученых, научные, учреждения, методы научного исследования, систему научной информации и всю сумму научных знаний. Предметом социологии науки является взаимодействие науки и общества; закономерности функционирования и развития науки как социального института данного общества; научная деятельность как процесс социального и познавательного взаимодействия работников науки, квалификациями личность работника науки, рассматриваемые во взаимосвязи с научной деятельностью, а также условия, благоприятствующие (или препятствующие) их проявлению; система взаимосвязей науки и других общественных сфер — производства, образования, управления, политики, искусства и др.
Следует различать три аспекта в оценке социальных проблем науки. С первым из них связаны проблемы общественного развития, порождаемые естественными и техническими науками, их бурным и зачастую противоречивым по своим социальным последствиям ростом. Прогресс физики, химии, математики, технических наук необходимым образом должен дополняться развитием общественных и гуманитарных наук, которые призваны сыграть ведущую роль в консолидации знаний, в объединении усилий ученых для решения интегральных задач — совершенствования промышленного и сельскохозяйственного производства, социального развития, сохранения окружающей среды.
Второй аспект составляют проблемы всестороннего развития трудящихся. Все большее значение приобретают такие социальные факторы, как научное мировоззрение, правовое сознание, интерес к труду, инициативность, ответственность, т. е. активная жизненная позиция.
С третьим аспектом связаны проблемы развития самой науки» повышения уровня научных исследований, формирования личности ученого.
Объектом социологического исследования науки являются научные работники и научные коллективы; сообщества ученых, представляющие отдельные области знания (дисциплины); научные учреждения, научные советы, ассоциации, работники органов управления наукой; междисциплинарные, многодисциплинарные, региональные научные сообщества, научные сообщества определенной страны. Таким образом, объектом социологии науки являются субъекты научной деятельности различной степени общности — ученые, научные коллективы, научные сообщества и т. п.
К центральным проблемам социологии науки относятся проблемы выработки социально-познавательных критериев роста науки, показателей повышения ее социальной эффективности.
На уровне научных коллективов и научных сообществ большую актуальность приобретают исследования социальных факторов, способствующих получению научных результатов высокого уровня, вопросы формирования личности ученого и повышения его квалификации. Социология науки рассматривает проблему всестороннего развития личности ученого как необходимое и решающее условие развития науки. Такова одна из специфических черт социологического подхода к исследованию науки.
Активно участвуя в поиске путей дальнейшего повышения эффективности науки и общества, социология науки исследует также вопросы обратного, влияния научной деятельности на самого ученого, на его внутренний мир (ценностные ориентации, мотивацию деятельности и т. п.) и поведение.
Повышение качества и результативности исследований, гражданской ответственности ученого, развитие его личности — главный ориентир и критерий эффективности управления социальными процессами в науке.
Необходимость перехода науки на преимущественно интенсивный путь развития ставит перед социологией науки задачу содействия совершенствованию организации, планирования, управления научной деятельностью, целью которого является сокращение сроков и повышение уровня и эффективности исследований, рост материально-технической оснащенности науки, улучшение отбора, подготовки и использования научных кадров.
Социология науки вместе с другими науковедческими дисциплинами ответственна за выработку предложений по перегруппировке научных сил, за разработку новых перспективных идей.
И, наконец, предоставляя информацию об ученом как субъекте научной деятельности, о функционировании и развитии научного -коллектива, о развитии науки как социальной системе и выработанные на этой основе предложения по оптимизации научных исследований, социология науки способствует формированию социологического стиля мышления и поведения научных работников — системы установок, мнений и оценок, формирующихся у ученого под воздействием социологических знаний.