Экспериментальные переменные

Построение гипотезы и планирование ее проверки, прежде всего, требует описания системы переменных, детерминирующих поведение социального объекта. Если здание о социальном объекте ограниче­но, если нельзя выделить структуру переменных, проведение экспе­римента нецелесообразно.

Переменная, направление или интенсивность действия которой определяются социологом в соответствии с заранее разработанной программой, называется управляемой. Эта переменная будет контролируемой, если ее качественные или количественные изменения, а также направление ее воздействия осуществляются в заданных социологом, пределах. Управляемая и контролируемая исследовате­лем переменная называется независимой.

Независимая переменная обозначается как экспериментальный фактор (экспериментальная переменная). Это может быть новый для данного социального объекта фактор, вводимый социологом, или один из факторов наблюдаемого объекта, управляемый и конт­ролируемый социологом.

Например, если до проведения исследования на предприятии не существовало сдельной оплаты труда, а социолог при содействии администрации предприятия вводит ее, это будет новый для данно­го объекта фактор, выступающий в качестве независимой пере­менной.

Если же на предприятии сдельная оплата труда существовала, а социолог предложил изменить ее способ, это также будет независимая переменная, хотя сам по себе факт существовал раньше, но социолог внес в него измеряемое изменение и тем самым преобразо­вал его в экспериментальный фактор.

Фактор, изменение которого определяется независимой перемен­ной, называется зависимой переменной.

Введение сдельной оплаты труда может оказать влияние на из­менение отношения людей к труду, привести к повышению произво­дительности труда, направить интересы людей в сторону повышения общего и специального образования, изменить отношения в коллек­тиве (сплотить его, повысить чувство ответственности и за работу своих товарищей) и т. д. Производительность труда, сплоченность группы, установка на образование и т. д.— все эти характеристики в данном случае выступают как зависимые переменные.

Выбор того или иного фактора из числа составляющих объект исследования в качестве зависимой или независимой переменной: определяется гипотезой исследования (что предполагается выявить) и природой объекта (что измеряется).

Например, при гипотезе, что повышение образовательного уров­ня приводит к повышению производительности труда, образование будет независимой (экспериментальной) переменной, производитель­ность труда — зависимой переменной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: