Социально-психологические функции моды

Обычно с достаточной очевидностью, легко выделяются следующие основные функции массовой моды.

1 Цит. по: Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 86.


264 Часть 3. Массовые социально-психологические явления

1. Массовизация человеческой психики. Об этой функции сказано уже вполне доста­
точно, и нет смысла повторяться.

2. Повышение престижа. Приобщаясь, хотя бы внешне, к наиболее богатой и обла­
дающей модными вещами публике, человек резко повышает свой престиж как
внешне, так и внутренне. Не случайно до сих пор верна и популярна известная
народная пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

3. Регуляция эмоциональных состояний. Известно, что обладающий модной одеждой,
предметом, идеей и т. д. человек чувствует себя значительно лучше, чем не обла­
дающий такими вещами. Особенное значение фактор модности в виде модной
одежды имеет для женщин.

4. Приобщение к новому. Следя за модой, стремясь к модному в одежде, в идеях, в
образе жизни, человек неизбежно развивается, обогащаясь новыми знаниями,
чувствами и представлениями. Он подражает новому, легко перенимает его и тем
самым делает как бы «своим», формируя собственный вкус и предпочтения.

5. Самоутверждение личности. Следуя моде, человек утверждает себя в своих соб­
ственных глазах. Понятно, что самоутверждение может касаться различных сфер.
Для женщин модная одежда всегда связана с сексуальным самоутверждением.
Для мужчин модная идея связана с интеллектуальным самоутверждением. Какой
бы ни была сфера моды, за ней стоит одно и то же — стремление к выделению и
утверждению себя. Однако говоря объективно, фактически эта функция проти­
воположна функции массовизации психики. Самоутверждение отдельной лично­
сти, становясь массовым, как бы захватывая большинство, всегда нивелирует эту
отдельную личность согласно действию законов психологии масс.

-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: