Виды денег.
Понятие видов денег
Вид денег – это подразделение денег с учетом их социально-экономической природы, дифференцированное по выполняемым функциям.
Форма денег - это внешнее выражение (воплощение) определенного вида денег.
Понятие формы денег связывают с натуральными свойствами денежного товара.
Исторически развивались следующие типы всеобщего эквивалента:
- товарно-счетный эквивалент – не оформленные официально товарные деньги, когда вес товара не играл главную роль; принимался во внимание внешний облик товара. Роль денег выполняли случайные товары, различающиеся в регионах;
- товарно – весовой эквивалент – металлы в определенных весовых измерениях. У этого типа эквивалента имелись собственный вес. Делимость, весовой эквивалент;
- металлочеканный эквивалент – металлические деньги в виде монет;
- бумажно – кредитный (эмиссионный) эквивалент – представлен на специальной бумаге со специальной атрибутикой, реальная стоимость которого, как правило, ниже стоимости товара. Осуществился переход от металлических денег к знакам стоимости (бумажным и кредитным деньгам);
|
|
- деньги безналичного оборота – произошло постепенное вытеснение наличных денег из денежного оборота, вследствие чего появились безналичные деньги, обладающие электронными свойствами.
Классификацию форм и видов денег можно провести по разным признакам в зависимости от:
1. Сущности и содержания: полноценные, неполноценные, бумажные, кредитные;
2. Материально-вещественного содержания: товарные, бумажные, металлические, электронные;
3. Эмитента: казначейские, банковские;
4. Формы существования: наличные, безналичные;
5. Серы, территории обращения: национальные, коллективные, групповые (евро), международные (СДР);
6. Купюрности (по номиналу денежных знаков).
Несмотря на различные формы, деньги должны обладать следующими свойствами:
- их покупательная способность должна быть относительно неизменной (устойчивой) в настоящее время по отношению к прошлым периодам;
- портативность – деньги должны быть небольшими по размеру, легкими, удобными для хранения;
- однородность – денежные знаки одного и того же достоинства (номинала) должны иметь равную покупательную способность;
- узнаваемость по различным признакам (цвет, рисунок, купюрность и др.).