Литературные произведения xVI-XVIII ВВ. Как источники по истории Беларуси

В этот период художественная литература по-прежнему базируется на историческом материале. Типизация и художественный вымысел присутствуют в большей степени (в сравнении с предыдущим периодом), но по-прежнему все произведения подчинены стремлению к точности и соответствию историческим фактам. Так, в центре описания историко-эпичной поэмы Яна Вислицкого «Прусская война» (1516) находится знаменитая битва 15.07.1410 г. Поэтичное произведение о Грюнвальде написано, по словам самого автора, с целью сохранить в памяти потомков героическую славу народа-победителя. Вместе с тем автор знает о «тройственности Руси» (Красная, Белая, Черная), с уважением отмечает роль беларусов («стойких», «смелых»), которые хорошо пользуются луком. Отдельные исследователи считают, что поэт родился или некоторое время жил на Беларуси. Нужно отметить, что во время труда над своим произведением Вислицкий использовал выписки из источников о Грюнвальдской битве, поэтому в поэме есть известия, которые мы не встречаем в других дошедших до нас источниках.

По-прежнему литературное произведение считалось произведением воспитательным. Неслучайно, что значительная часть художественных произведений имела поучительный характер. Талантливые литераторы одновременно были и выдающимися педагогами (Симеон Полоцкий). Это также обозначило то, что большинство литературных произведений имело определенную публицистическую направленность.

Синтезом исторического повествования и публицистики явилась поэма Николая Гусовского «Песня про зубра» (1520), где художественный образ могучего царя белорусских пущ показан в взаимодействии с реальной социально-политической действительностью ВКЛ. Поэма – интересный источник для изучения традиций, образа жизни людей XVI в.

56. Публицистические произведения как исторические источники. Церковно-полемические сочинения конца XVI –п.п. XVII вв.

Проникновение на Беларусь с XIV века католицизма и с XVI века идей Реформации привело к появлению нового вида литературы – полемической (публицистической). Ее особенностями были:

1. Обращение автора к широкой аудитории с целью привлечения на свою сторону общественного мнения.

2. Резкие доводы автора в защиту своей позиции и критика позиции оппонентов.

Главной особенностью этих произведений является то, что автор использует факты как доказательства своей позиции, зачастую достаточно вольно обращается с ними. Крупнейший пласт публицистики в период ВКЛ составляет церковно-полемическая литература конца XVI – п.п. XVIIвв., посвященная проблеме Брестской унии.

Программа унии была разработана польским иезуитом Петром Скаргой в книге «О единстве божьей церкви», изданной в 1577 г. на польском языке. Одним из наиболее активных защитников унии был Ипатий Потей (1541—1613) – владимиро-волынский епископ с 1593 г., киевский униатский митрополит с 1599 г. В своем трактате «Уния» (1595) Потей доказывал, что между католическим и православным вероисповеданиями существует только внешняя разница, которая появилась в результате проповедей невежд, незнакомых с историей церкви. Он объективно показал тяжелое материальное и политическое положение православной церкви, низкий культурный уровень православного духовенства и выступил против православных братств.

Против идей И. Потея выступил Стефан Зизаний (Тустановский), преподаватель Львовской (1586 –1593) и Виленской братских школ (был убит в 1600 г. во время паломничества). В 1595 г. С. Зизаний издал на польском и старобелорусском языке «Катехизис», который был позднее уничтожен иезуитами. Выдержки из Катехизиса сохранились в труде польского иезуита Лаща. Проникнутый идеями хилиазма (тысячелетнего царства божьего на Земле перед концом света), С.Зизаний считал, что в мире ведут борьбу силы добра (Иисус) и зла (Антихрист). С точки зрения Зизания, Страшный Суд – это социальная акция – уничтожение помощников Антихриста-папы римского – иезуитов и униатов. Зизаний также выступил против православных иерархов, за что был объявлен еретиком.

После Брестского собора И. Потей перевел и выпустил под одной обложкой две книги П. Скарги «Синод брестский» и «Описание и оборона собора русского брестского», в которых защищалась уния. В ответ на это в 1597 г. Мартин Браневский под псевдонимом Христофор Филалет (Правдолюбец) издал в Вильне на польском (а в 1598 г. и на старобелорусском) языке «Апокрисис или Ответ на книги о соборе Берестейском». Браневский считал, что причиной унии явилось стремление православного духовенства добиться материальных благ и политических прав, заседать в сенате. Он предсказывал, что в случае насильственного распространения унии на землях Беларуси и Украины начнется крестьянская война. В ответ на это И Потей издал «Антиризис или Апологию против Христофора Филалета» в 1599 г.

В начале XVII в. И. Потей издал еще несколько трудов, защищавших унию: «Разговор берестянина с братчиком» (1603), «Воскресение Наливайко» (1607), «Ереси, невежество и политика попов и мещан виленского братства», «Гармония» и «Реляция» (все в 1608 г.).

В ответ на «Ереси» Потея Мелетий Смотрицкий (1575–1633) по заказу виленского братства написал «Антиграфы или ответ на зьедлевый трактат». А затем под псевдонимом Феофил Орфолог М. Смотрицкий издал в 1610 г. «Френос или Плач восточной церкви», в котором показал бедственное положение православной церкви, выступил против католической церкви (особенно против догмата о непогрешимости пап), объяснял предательство иерархов, перешедших в унию (М. Рогозы, И. Потея, К. Терлецкого и др.), моральным разложением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: