Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства

Природные ресурсы включают энергетические, земельно-почвенные, водные, лесные, биологические, минеральные, климатические, рекреационные ресурсы.

Минеральное сырье и топливо: уголь, нефть, газ, руды. По мнению некоторых ученых запасов нефти хватит на 45 лет, для России – 20 лет.

Крупнейшие запасы нефти:

· Саудовская Аравия – 25, 4%

· Ирак – 1%

· ОАЭ – 9,5%

· Кувейт – 9,3%

· Иран – 3%

· Венесуэла – 6, 8%

· РФ – 4,8%

· Китай – 2,4%

· США – 2,3%

Природного газа хватит на 70 лет. Самые большие запасы в России – 405, далее Иран, США, Алжир, Туркмения, Норвегия и др.

Уголь: Китай, США, РФ

Водные ресурсы: структура водного потребления в мире:

  В мире В России
С/х 69% 20%
Промышленность 21% 55%
Коммунальное хозяйство 6% 19%

Природные ресурсы влияют на развитие страны.

В современных условиях НТП воздействие природно-ресурсного фактора на экономику страны ослабевает: НИС, Япония. Тем не менее, наличие богатых природных ресурсов дает определенные преимущества: страны Ближнего востока, РФ, Китай и др. Практически ни одна страна мира не обладает всем необходимым для современной экономики запасом сырья, поэтому не может обойтись без импорта:

- США импортирует 15% в стоимостном выражении минерального сырья

- Страны ЕС вынуждены ввозить 70-80%

- Япония – лидер импорта (90-95%)

- Россия импортирует олово, бокситы, марганец.

Неравномерное распределение минеральных ресурсов и место потребления:

  Население мира Минеральные ресурсы Потребление
Развивающиеся страны 70% 35% 16%
США 4,5% 20% 40%
Западная Европа 9% 20% 30%
Россия 2,5% 25% 4%

Основные проблемы потребления природных ресурсов:

¨ Проблема исчерпаемости

¨ Проблема воспроизводимости

¨ Проблема неэффективного использования (1/3 природных ресурсов для ведения с/х земель использует человек)

¨ Дефицит пресной воды

¨ Загрязнение воздуха

ФАО – продовольственная и с/х организация

28. Внешняя задолженность России и пути ее разрешения.

Активность России на мировом рынке ссудного капитала во второй половине 90-х годов способствовала резкому увеличению ее внешней задолженности. К сентябрю 1998 г. внешние долги России оценивались в 151,5 млрд. $. Значительная часть внешнего долга (более 100 млрд. долл.) досталась от бывшего СССР, так как российское правительство взяло на себя соответствующие обязательства. Тем не менее, внешние заимствования в 1996-1998 гг. увеличились в 2 раза, прежде всего за счет заимствований у международных организаций (МВФ, Всемирный банк) и выпуска еврооблигаций.

Внешний долг России условно можно разделить на следующие составляющие:

  • займы международных организаций и реструктурированный долг СССР;
  • кредиты и займы российских банков;
  • кредиты и займы российских компаний;
  • валютные облигации внутреннего займа;
  • еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на три группы: кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов. Совокупный долг им без процентов составляет около 80 млрд. долл.
Сейчас Россия имеет дело с двумя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб; и коммерческими банками, или их представителем – Лондонским клубом. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии обоих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.

На 2002г. внешний долг РФ составил 105 млрд. $ (2-е место после Бразилии), в 2003г. – выплата 15,5 млрд. $.

Значительные масштабы внешней задолженности отрицательно влияют на платежеспособность России и, соответственно, – на ее имидж среди международных финансовых организаций и рейтинг страны по степени кредитного риска.

Система мер по управлению внешним государственным долгом:

  • списание части долга;
  • выпуск новых обязательств;
  • реструктуризация задолженности;
  • взаимный учет требований;
  • ужесточение фискальной политики;
  • формирование специального стабилизационного фонда;
  • переговорный процесс;
  • долги за инвестиции;
  • продажа дебиторской задолженности;
  • продажа части собственности за рубежом;
  • продажа экологических квот.

Большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования.

Министерство финансов РФ планирует снизить внешнюю задолженность России к 2005 году до 40% от ВВП.

Концепция Минфина по долговой стратегии России на 2003-2005 гг.: во-первых, частично рефинансировать внешнюю задолженность за счет увеличения заимствований на внутреннем рынке, во-вторых, правительству предлагается меньше средств изымать из экономики для обслуживания внешних долгов, ориентируясь преимущественно на операции с различного рода долговыми инструментами, а также на поступления от приватизации. По словам премьер-министра Михаил Касьянова, нынешний объем внешнего долга России «не представляет угрозы для ее экономики». Объем задолженности перед иностранными кредиторами удалось радикально сократить – со 100% ВВП в 2000 г. до 40% к началу 2003 года. В 2003 г., «пиковом» с точки зрения абсолютного объема внешнедолговых платежей, расходы бюджета составили около 5,5% ВВП. Проблема заключается в том, что обслуживание внешней задолженности препятствует более быстрому и радикальному снижению налогов, что в свою очередь, сдерживает экономический рост. Объем выплат России по внешнему долгу в январе 2003г. составил 1 млрд 86 млн долл. Всего по внешнему долгу в 2003г. предстоит выплатить около 17,3 млрд долл. Ожидается, что в 2004 году Россия выплатит по внешнему долгу 14,5 млрд долл., а в 2005г. - 17,2 млрд долл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: