Социальный конфликт

Социальный конфликт – это вид социального взаимодействия, характеризующийся активным противоборством двух или более сторон по поводу распределения ценностей (материальных и духовных), ресурсов, власти.

Конфликтное взаимодействие всегда сопряжено с причинением ущерба участвующим в конфликте.

Причинами возникновения конфликта могут выступать различия в представлениях и ценностяхпротивостоящих сторон. Стремление одних социальных субъектов навязать свои взгляды, стереотипы, оценки другим может вызывать неприятие и противодействие, порождая тем самым конфликтную ситуацию.

Конфликты могут возникнуть из-за недостатка информации, ее искажения или неправильной трактовки различными сторонами.

Причиной конфликта может стать угроза безопасности или целостностисубъекта. Состояние страха за дальнейшее существование может подтолкнуть определенную сторону к решительным действиям и к борьбе за самосохранение. Достаточно часто конфликты провоцируются агрессивным или эгоистическим поведением одного из участников социального взаимодействия.

Субъекты конфликтных отношений

Типология конфликтов. В социологии нет единой типизации конфликтов. Типизация конфликтов проходит по различным основаниям.

В соответствии с объектом конфликта выделяются конфликты ценностей и интересов. Исходя из субъекта конфликтов, выделяются конфликты межиндивидуальные, межгрупповые, между организациями, социальными слоями, этносами, между государствами. В зависимости от направленности возникают конфликты горизонтальные (между субъектами на одном статусном уровне) и вертикальные (между субъектами на разных статусных уровнях).

По характеру регулирования конфликты можно подразделить на институционализированные, гдеустанавливаются определенные правила, и неинституционализированные, которые чаще всего носят абсолютный характер и потому трудноразрешимы

По последствиям конфликтов: различают конструктивные, приводящие в основном к позитивным изменениям, и деструктивные, приводящиев основном к саморазрушению сторон.

Условия социальных конфликтов. Для возникновения и развития конфликта должна сложиться конфликтная ситуация. При конфликтной ситуации цели, интересы одного социального субъекта блокируются другими субъектами социального взаимодействия.

Для возникновения социального конфликта необходим инцидент, т. е. стечение обстоятельств, провоцирующее действие одной из сторон. При существовании конфликтной ситуации инцидент способствует началу конфликта.

Позитивная роль конфликтов состоит в их содействии изменениям в социальной структуре, следовательно, общественному развитию в целом. Выделяется три типа изменений, происходящих под влиянием конфликтов:

1. Смена политики, модернизация норм, ценностей;

2. Полная смена правящей группы (революция);

3. Частичное изменение состава правящей группы (при изменениях в правительстве состав административных органов может сохраняться, что ведет к преемственности политики и обеспечивает стабильность).

Конфликтное взаимодействие. В социологии выделяется три основных этапа в развитии и ходе конфликта.

1. Первый этап – складывается конфликтная ситуация, являющаяся главным условием возникновения конфликта. Столкновение сторон провоцируется каким-либо инцидентом.

2. Второй этап – связан с его обострением, или эскалацией. В этот период конфликт может достичь точки кульминации. Чаще всего это проявляется в конкретном остром противоборстве конфликтующих сторон. Однако эскалация конфликта не обязательно приводит к крайне острому столкновению сторон. В том случае, если участники конфликта стремятся избежать открытого противоборства, они могут выразить желание к урегулированию спорных вопросов.

3. Третий этап – завершающий, начинается с того момента, когда конфликтующие стороны приходят к выводу, что «издержки» конфликта превышают его «достижения» и потому целесообразно его прекращение.

Механизм и стадии социального конфликта

Конфликтное взаимодействие зависит от стратегии поведения конфликтующих сторон. Выделяют следующие стратегии:

1. Статегия уклонения – при использовании стратегии участники воздерживаются от каких-либо действий по отношению к противоположной стороне. Это выражается в отказе вступать в взаимодействие с другим участником конфликта, брать на себя ответственность и определенные обязательства. Выбор стратегии уклонения обусловлен такими факторами, как боязнь ответных мер со стороны соперника, отсутствие достаточного количества ресурсов для воздействия на противоборствующую сторону.

2. Стратегия противоборства (конкуренции)– характеризуется принуждением другого участника конфликта пойти на уступки. Выбор такого типа поведения зависит от оценки значимости конфликта, наличия возможностей оказания давления на противоположную сторону, уверенности в собственных силах. В процессе противоборства стороны могут использовать разнообразные методы.

3. Стратегия уступчивости – реализуется в том случае, если стремление к кооперации и сотрудничеству с оппонентом является доминирующим. Предпочтение этой стратегии отдается, когда «издержки» от противоборства оцениваются значительно выше, нежели выгода. Вероятность избрания этой линии поведения возрастает, если индивид или группа готовы отказаться от малозначимых для них ресурсов или целей.

4. Стратегия компромисса –предполагает поиск решений, основанных на взаимных уступках сторон. Соответственно, проигрыш каждого участника по одной позиции уравновешивается выигрышем по другой.

5. Стратегия сотрудничества –направлена на поиск взаимоприемлемых решений. При этом участники конфликта отнюдь не отказываются от реализации своих интересов, а рассматривают сотрудничество как способ достижения целей. Разногласия преодолеваются на основе обсуждения сторонами разных альтернатив поведения.

Стратегии уклонения, уступчивости, сотрудничества в большей степени характерны для скрытых форм конфликтов. Стратегия противоборства – для открытых конфликтов, протекающих в острой форме.

Полноеразрешение конфликта возможно при реализации стратегии сотрудничества, частичное – при достижении компромисса, отсрочка – при стратегии уклонения.

В процессе конфликта стороны могут избирать различные формы тактического поведения:запугивание, дезинформация противника (блеф), навязывание условий, (прессинг).

Способы управления конфликтом:

1. Регулирование – изменение хода протекания конфликта. Формы:институционализация (стороны достигают соглашения относительно норм и правил хода конфликта, т. е. делают его предсказуемым); легитимизация предполагает соблюдение определенные норм и правил; структурирование – разделение субъектов конфликта; редукция – ослабление конфликта.

2. Разрешение или прекращение конфликта –становится возможным при изменении конфликтной ситуации, преодолении тех обстоятельств, которые ее вызвали.

норма девиантный санкция конфликт

Размещено на Allbest.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: