Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое отражение в различных типах его организации. Рассмотрим модели организации менеджмента, разработанные У. Оучи на основе обобщения японского Т9 метрикенського подходов к практике управления производством
Сущность американской модели менеджмента заключается в убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от внутренних факторов, в частности: рациональной организации производства, снижения издержек, роста производительности труда, эффективного использования всех ресурсов. При таком подходе цели и задачи считаются известными и стабильными в течение долгого времени. Основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу с четким разделением аппарата управления на службы. Решающее значение имеет контроль за всеми видами деятельности, четкое выполнение руководством указаний зверху.
Особенность японской модели менеджмента проявляется в системе пожизненного найма и продвижении, в зависимости от выслуги лет и возраста, организации групповой работы, оплаты труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качества процесса производства единого целого является определяющим в организации управления виробництвом.
|
|
Интересно, что до революции "Мэйдзи" в 1868 г. текучесть рабочей силы на промышленных предприятиях превышала 70%. После революции пожизненный найм было провозглашено концентрированным выражением "японского духа", что является синонимом духа общины. Пожизненный найм, ставший национальной традицией, приобрел в 1938 и 1939 pp. силы юридического закона - правительство приняло декреты "О всеобщей мобилизации нации" и "Об общем регистрации рабочих".
О пожизненном найме на промышленных предприятиях Японии после Второй мировой войны американские экономисты-эксперты высказались так: "Подобная форма найма - исторический анахронизм, нелепый в условиях индустриализации общества и вредный с точки зрения так называемой динамичности производства". Эксперты, безусловно, исходили из концепции организации американского менеджмента. Однако они не учли способности японских предпринимателей поставить себе на службу общинную психологию и свидомисть.
Акио Морита, один из основателей компании "Сони", на вопрос американских журналистов, почему производительность труда растет в Японии быстрее, чем в США, постоянно отвечал: "К счастью, у нас действует система пожизненного найма, которую, по иронии судьбы, нам нав "связали Соединенные Штаты в период оккупации". Как результат в 1981 г. в Женеве на Европейском форуме по проблемам управления было провозглашено список из 21 страны по уровню конкурентоспособности товаров. Япония возглавила этот список.
|
|
Сторонники современной японской системы управления доказывают, что на японских фирмах организацию приспосабливают к человеку, тогда как в системе управления американской фирмой, наоборот, представление о функции, задачи, должностные обязанности, права предшествуют найму работников. По сформулированными требованиями происходит поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, то есть людей приспосабливают к системи.
Японская модель, по мнению У. Оучи, обеспечивает наибольшую гармоничность и мобильность организации в современном быстро изменяющемся мире. Более того, идеальна в смысле эффективности и интегрированности организация не может иметь ни официальной организационной структуры, ни формального вообще. Как пример коллектива с такой структурой он приводит хорошо сыгранную баскетбольную команду.
Сущность маркетинговой модели определяется следующими факторами:
делается ставка на человека самореализуючу, в отличие от человека экономического и социального;
фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, которые объединены общими ценностями, как клан;
фирме должно быть присуще постоянное обновление, направленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является споживач.
Логично возникает вопрос: "Какой из типов моделей организации лучше?"
Специалисты справедливо считают, что не существует единой идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна, как и люди, работающие в ней. Она должна искать свою личную модель. Среди главных факторов, определяющих выбор управленческой модели, главнейшими являются: размер фирмы, характер продукции, характер среды, в которой она дие.
С точки зрения фактора внешней среды выделяют следующие модели управления:
модель рационального внутрифирменного управления в стабильном внешней среде;
модель управления в условиях значительного динамичного и разнообразного рынка;
модель в условиях динамичного НТП;
модель приспособления к возникающих спонтанно, неожиданно под воздействием внешней среды фирми.
Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, потому что постоянно меняются фирма и ее среда. Общей закономерностью является переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления в значительной мере индивидуализированного производства в условиях жесткой конкуренции.
Современная система управления должна быть простой и гибкой. ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. Она должна иметь следующие характеристики: небольшие подразделения, укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированными людьми небольшое количество уровней управления; структура, основанная на группах (командах) специалистов; характер и качество графики и процедуры работы, ориентированные на потребителя. Контрольные вопросы и завдання
Управленческие революции, предшествующих промышленном менеджменту.
Развитие теории и практики управления в XVII-XIX cm. Причины возникновения менеджмента как теории и как практики. Характеристика организации как основы мира менеджеров. Сущность понятия менеджмента и подходы к его определению.