Спенсер

Спенсер также, как и Конт, отдавал должное органической аналогии, рассматривая общество как систему, развивающуюся на основе принципа естественного отбора. Спенсер считал, что общества движутся от простого к сложному и что при этом важную роль играет "выживание наиболее приспособленных". Вместе с тем он полагал, что на более поздних стадиях развития (в индустриальную эпоху) в обществе начинают преобладать сотрудничество и альтруизм, а не агрессия и конфликт. Среди его основных трудов - "Социальная статика" (1850) и "Принципы социологии" (1896).

Спенсер сделал многое для того, чтобы доказать, что социология может существовать как наука. На его взгляд, это зависело, во-первых, от существования закона "естественной причинности", который действует в обществе в той же степени, что и в природе, и, во-вторых, от существования закономерной связи элементов в структуре любого явления. Одна из важных задач, которую взялся решить Спенсер, заключалась в разделении социологии и истории. Социология должна опираться на исторические факты, однако методологически она оказывается ближе к биологии.

Эмиль Дюркгейм (1857-1918) был приверженцем классического научного метода в социологии. Основные принципы классической методологии:

1.Соц. явления подчиняются законам, общим для всей действительности,

2.социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук,

3.метод соц. исследования д.б. точным и строгим. Соц. явления д.б. описаны количественно,

4.важным критерием научности явл-ся объективность (социология не должна содержать субъективных впечатлений и умозрительных выводов).

Четко эти принципы формулировал в работе «Правила социологического метода». В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам:

1. «Рассматривать социальные факты как вещь» (т.е. соц: а) внешние для индивидов, б) они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие м/у фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества)

2.социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды.

3.Признание примата (приоритета) целого над составляющими его частями (а) источник соц. фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общ-во есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида).

Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма или социального реализма.

Типология обществ базируется на закономерности структурной организации общества. Простые полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ. Дюркгейм очень высоко оценивал роль разделения труда. Он выделял следующие признаки болезни общ-ва:

1.аномию, т.е. такое состояние общества, при кот. отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида (безнравственность),

2.социальное неравенствово,

3.неадекватное разделение труда.

4. причины кризиса общества Дюркгейм видел их в отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве моральных норм, регулирующих поведение членов общ-ва. Концепция Дюркгейм строилась на принципах научной рациональности, но не раскрывала всей сложности социального объекта в его статике и динамике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: