Социальные условия. Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутрен­няя логика эволюции науки об обществе обусловили острую по­требность в новой модели

К середине XIX в. потребности социального развития и внутрен­няя логика эволюции науки об обществе обусловили острую по­требность в новой модели, типе социальных знаний.

Социология возникла в ответ на потребности формирующегося гражданского общества. Привычный порядок феодально-абсолю­тистского строя с его жесточайшей тотальной регламентацией эко­номической, общественно-политической и духовной жизни людей вытеснялся процессом становления общества, утверждавшим тор­жество прав и свобод человека, духовную, экономическую незави­симость и автономность гражданина. Именно в условиях самоорга­низующегося общества возникает массовая потребность в знании, ориентированном на точное и глубокое описание реальных соци­альных явлений и процессов.

Качественное расширение границ свободы человека, существен­ное увеличение возможностей выбора пробудили интерес гражда­нина к знанию основ жизни социальной группы, общности, со­циальных процессов, чтобы рационально, с наибольшей эффек­тивностью воспользоваться обретенной свободой. Если в феодаль­но-абсолютистском обществе организация людей обеспечивалась беспрекословным выполнением ими установлений верховной вла­сти, то в самоорганизующемся обществе свободным и независи­мым людям требуются конкретные знания и понимание интере­сов партнеров, причин и обстоятельств, побуждающих их к взаи­модействию, и т.д.

С другой стороны, свободная конкуренция в экономике, поли­тике, духовной сфере поставила результативность деятельности предпринимателей, политиков в прямую зависимость от того, на­сколько они опирались в своей деятельности на знание конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей, их пред­почтений.

Отметим и еще один момент. В условиях обретенной свободы углубляется процесс дифференциации людей, их устремлений, ин­тересов. Тоталитарное общество предельно стандартизирует лю­дей, усредняя их. Гражданское общество —' это состязание, комп­ромисс дифференцированных граждан. В связи с этим возникла необходимость не рассматривать общество как однородную мас­су, а учитывать его дифференцированность, многоплановость. Та­кая точка зрения становится условием жизни в самоорганизую­щемся обществе. -■■■

>/>>■■ ■-

20


Вследствие этих и других причин сформировалась настоятельная потребность в достаточно конкретном, дифференцированном, точ­ном, доказательном, приближенном к реальной социальной прак­тике знании. Социология и была ответом на потребность развиваю­щегося гражданского общества (такая потребность явно ощущается сейчас в России) в определенном типе науки, которая в силу сво­ей достоверности, доказательности, обращенности к практике пред­ставляет качественно новую форму социального познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: