Совершенствование навыков слушания

Умение слушать – одно из основных умений, которое необходимо для эффективной коммуникации. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 – на говорение, 10 % – на письмо.

Слушание (аудирование)- это рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Этот процесс складывается из двух основных этапов:

1) первичный анализ речевого сигнала и его «механическая» обработка (перекодирование звукового сигнала в «мыслительные образцы»);

2) интерпретация (лингвистический анализ поступившего сообщения и расшифровка его смысла, т.е. понимание).

Основные недостатки традиционного слушания:

1) бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности (особенно часто так слушают радио, занимаясь домашними делами);

2) обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

3) аналитическая узость восприятия, т. е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Слушание в ситуации делового общения

Умение слушать собеседника является основным критерием коммуникабельности человека. Недаром древнегреческая мудрость гласит: «Нам даны два уха и только один рот, чтобы мы слушали больше, а говорили меньше». Тем не менее, как показали исследования, только не более 10 % людей умеют выслушать собеседника.

В ходе деловой беседы, когда ведется диалог между партнерами, необходимо помнить о двойственном характере процесса коммуникации – постоянном взаимодействии между собеседниками. В беседе необходимо участвовать кооперативно, внимательно слушая партнера, анализируя и сопоставляя его слова со своим собственным опытом. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему, но анализ процесса общения показывает, что слушатель – далеко не последнее звено в этой цепи.

Разработаны специальные тесты, позволяющие оценить способность человека слушать. Предлагаем один из таких тестов.

ТЕСТ

«Умение слушать»

Ответьте на вопросы, выбрав один из вариантов ответов:

- всегда;

- часто;

- иногда;

- никогда.

1. Даете ли Вы собеседнику возможность высказаться?

2. Обращаете ли внимание на подтекст высказывания?

3. Стараетесь ли Вы запомнить услышанное?

4. Обращаете ли внимание на главное в сообщении?

5. Слушая, стараетесь ли сохранить в памяти основные факты?

6. Обращаете ли Вы внимание собеседника на выводы из его сообщения?

7. Подавляете ли Вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

8. Сдерживаете ли Вы раздражение, когда слышите противоположную точку зрения?

9. Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?

10. Охотно ли беседуют с вами?

Оцените свои ответы по следующей шкале:

всегда – 4 балла;

часто – 3 балла;

иногда – 2 балла;

никогда – 1 балл. Если Вы набрали 32 балла и более, то Ваше умение слушать можно оценить на «отлично»; если у Вас 27–31 балл, то Вы хороший слушатель; если 22–26 баллов – посредственный; если же Вы набрали менее 22 баллов, то Вам необходимо тренировать навыки слушания собеседников.

В ситуации деловой беседы слушающим присущи практически те же недостатки, что и при прослушивании публичного выступления. Между тем одна из целей коммуникации состоит в том, чтобы узнать как можно больше о своем собеседнике: понять его психологию и ход мысли, оценить его деловые возможности, понять подтекст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: