Эффективность и неэффективность слушания

Участники коммуникации обычно испытывают в большей или в меньшей степени информационное воздействие.

Однако не вся информация задерживается в их сознании. Большая ее часть «в одно ухо» влетает, а из другого вылетает.

На эффективность слушания оказывают свое воздействие различные факторы, в первую очередь особенности памяти конкретной личности.

Экспериментально установлено, что средний в отношении достоинств своей памяти человек из услышанного в лучшем случае запоминает половину.

Через два дня из его памяти улетучивается еще половина удерживаемой информации. Через несколько дней в памяти остается не более ее четверти.

Есть и такие, внешне ничем в связи с этим не выделяющиеся головы, в которых информации остается еще меньше или она вообще в них не задерживается. Конечно, имеются исключения и в противоположном направлении.

Причины неэффективности слушания могут заключаться и в другом. Одни из них сразу очевидны, например, подвергающийся в процессе коммуникации информационному воздействию находится в стрессовом состоянии. Или то, о чем ему говорят, не предоставляет для него никакого интереса или подобное он уже слышал. Или после вчерашних интенсивных увеселительных мероприятий у него «голова трещит». Есть и такие причины неэффективности слушания, которые не всегда очевидны.

Нередко одной из них является то, что общающиеся чрезмерно заняты собственной персоной и в результате этого становятся маловосприимчивы к чужой. Это, к примеру, можно наблюдать, когда встречаются двое и каждый из них, стремясь поскорее сообщить другому о своих новостях или эмоциях, начинает одновременно говорить вместо того, чтобы делать это поочередно.

Известны и другие факторы, отрицательно влияющие на эффективность слушания в процессе коммуникации:

1. Физический дискомфорт, в котором находится человек, подвергающийся информационному воздействию противоположной стороны (жара, холод, боль, длительное отсутствие горячительных напитков).

2. Одновременное воздействие на слушающего различных обстоятельств, отвлекающих факторов, в том числе неожиданного звонка, стука молотка, храпа соседа…

3. Занятость его мыслей другими более приятными или необходимыми, или просто незабываемыми вещами.

Однажды среди студентов провели опрос о тех мыслях, которыми они были заняты во время лекции.

При этом выяснилось, что только 20% вникали в ее содержание, 20% были заняты мыслями сугубо лирического содержания, 20% предавались воспоминаниям, а остальные в это время мечтали, беспокоились, переживали, думали о еде…

Вспоминается рассказ одного профессора о таком эпизоде из его лекционной практики. Однажды после лекции он достал из своего дипломата кирпич, продемонстрировал его студентам и затем между ним и студентами произошел такой диалог:

— Вы только что прослушали лекцию на тему «Система права». А теперь скажите мне, о чем вы подумали при виде этого кирпича в связи с содержанием лекции. Вот вы, например, девушка?

— Я подумала о том, что норма права является первичными ядром всей системы права, как кирпич при строительстве здания.

— В ваших словах есть резон. А вот вы, девушка?

— При виде кирпича я подумала о том, что норма права лежит в основе не только всей системы права, но и в основе отдельных отраслей права. Также как кирпич является основным элементом отдельных частей здания.

— Ваши рассуждения гоже не лишены смысла. А вот вы, молодой человек, тот который сидит в самом дальнем конце аудитории, о чем вы подумали при виде этого кирпича и в связи с содержанием прослушанной лекции.

— Извините, профессор, но я при этом подумал о сексуальных отношениях.

— Как?! При виде этого кирпича?! Но почему?!

— Потому что я об этом всегда думаю.

Причиной неэффективности слушания может являться и сознательное невосприятие общающимся той или иной информации.

Иногда при этом он руководствуется и таким принципом: по любому вопросу есть два мнения — мое и то, которое недостойно внимания.

4. Готовность к скуке при общении с определенными лицами, известными тем, что они не умеют увлекательно подать даже интересную по своему содержанию информацию.

5. Отношение к «извергающему» информацию собеседнику по принципу: «Глаза б мои тебя не видели».

6. Избирательное слушание, т.е. сознательное управление им человеком, заданность его на восприятие только определенной информации.

7. Неприемлемая скорость речи. Восприятие услышанного нормально, когда говорят со скоростью 125 слов в минуту. Хотя для некоторых оно возможно и при скорости речи до 400 слов в минуту.

8. Неумение слушать. Мы нередко плохо воспринимаем информацию, потому что нас в свое время этому не учили.

Подрастая, люди приобретают различные полезные и не очень навыки, в том числе и слушания. Происходит это или в процессе специального обучения, или путем подражания другим личностям.

Понятно, что те, кто воспитывался в семьях с низкой культурой коммуникации вообще и с низкой культурой слушания, в частности, не могут эффективно воспринимать информацию. Этому мешают такие воспринятые ими ранее дурные привычки, как истолкование молчания собеседника как его внимательное слушание, постоянное перебивание говорящего или стремление во чтобы то ни стало его переговорить.

Практика свидетельствует, что многие впервые обращают внимание на то, что они представляют собой как слушатели, и начинают слушанию учиться только после того как осознают, что это им по каким-либо причинам необходимо в определенный период их жизни или деятельности.

Допустим, когда отношения между супругами доходят до точки кипения, им иногда на мысль приходит то, что причина этого в том, что они мало слушают друг друга во время затяжного выяснения вопроса о том, кто в этом виноват.

Случается, что это им помогает уяснить психолог. Если они это учитывают при дальнейшей коммуникации, «точка кипения» может исчезнуть или хотя бы утратить свою остроту.

Многие считают, что слушать — это означает просто не говорить, когда этим заняты другие. Однако это далеко не всегда так.

Слушание при общении представляет собой активный процесс, который невозможен без внимания к тому, о чем идет речь.

Этим объясняется то, что от человека, подвергающегося информационному воздействию, чтобы его воспринять, требуется сосредоточение на нем внимания. Обычно слушатели эффективно воспринимают то, что хотят услышать, т.е. процесс слушания имеет избирательный характер. Его результативность обычно повышается, если им целенаправленно управляют.

Проведенное в различных регионах специальное обследование показало, что достаточными навыками слушания обладают далеко не все.

А их отсутствие часто является причиной неэффективного общения, приводит при этом к проблемам и недоразумениям. Неслучайно о попавшем в неприятности или беду человеке с сожалением говорят:

— Он никогда не слушает того, что ему говорят.

Проблемы и недоразумения от неумения в должной степени слушать в различных сферах человеческой жизнедеятельности являются обычным явлением.

Иногда они приобретают и анекдотическую окраску. Допустим, когда жена несколько раз говорит мужу, с интересом следящему за тем, что происходит на телеэкране:

— Сходи в магазин и купи бутылку кефира.

Тот с большой неохотой, наконец, отрывается от телеэкрана и отправляется выполнять поручение.

Вскоре он возвращается с бутылкой, Но не кефира, а вина. А когда жена начинает этим возмущаться, он спокойно ей говорит:

— Чего ты понапрасну шумишь? Ты же сама сказала, чтобы я купил бутылку.

В этом случае муж, возможно, лукавит, а может быть и нет.

Еще со времен Гомера известно, что существуют различные Приемы, использование которых помогает повысить эффективность слушания. Для того, чтобы добиться позитивного результата в этом, их надо не только знать, но также научиться их использовать на практике.

Это с одной стороны, позволит расширить восприятие чужой информации, а с другой, научит слушать и самого себя, лучше понимать свои чувства, определять свои потребности и установки.

Разумное и своевременное использование приемов эффективного слушания помогает общающимся также понять истинный смысл того, о чем идет речь, и то, что на самом деле скрывается за словами других.

Без эффективного слушания невозможны взаимный результативный обмен информацией и вообще плодотворная коммуникация.

Результативное слушание является непременным ее элементом прежде всего в хозяйственной и вообще в деловой сфере. В частности, оно дает возможность повышать качество и своевременность принимаемых решений. Поскольку это часто находится в прямой зависимости от объема восприятия информации по обсуждаемому вопросу.

Поэтому перед многими деловыми людьми, чтобы преуспеть в сфере своей деятельности, стоит задача овладения специальными знаниями и навыками, связанными со слушанием и повышающими его эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: