Наиболее широко используется структура генерального бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов

Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.

Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета. Основой для него служат бюджеты:

  • продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
  • производства;
  • производственных запасов;
  • прямых затрат на материалы;
  • общепроизводственных расходов;
  • прямых затрат на оплату труда;
  • коммерческих расходов;
  • управленческих расходов.

Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.

В отличие от финансовой отчетности (формы № 1, 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Помимо указанных бюджетов целесообразно подготовить еще и такие плановые документы, как:

  • бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;
  • бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;
  • бюджет развития;
  • инвестиционный бюджет.

На основе данных финансово-экономической стратегии предприятия прежде всего формируются целевые установки на заданный период планирования (год, месяц). Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово-экономической службы и т. д. Руководители служб должны обеспечить выполнение целевых установок.

На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж.

Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

  1. Подготовка прогноза и бюджета продаж.
  2. Определение ожидаемого объема производства.
  3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
  4. Расчет и анализ денежных потоков.
  5. Составление плановых финансовых отчетов

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и самым сложным этапом.

Объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:

  • деятельностью конкурентов;
  • общим положением на национальном и мировом рынках;
  • политикой ценообразования;
  • сезонными колебаниями спроса и поставок;
  • объемом платежеспособного спроса;
  • результативностью рекламы;
  • качеством продукции и т. д.

Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов использования экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.

На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:

  1. определить объем затрат;
  2. сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции;
  3. вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период;
  4. определить, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов;
  5. на основе оперативных бюджетов составить бюджетный отчет о прибылях и убытках (информация берется из бюджета продаж).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: