Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.
Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета. Основой для него служат бюджеты:
- продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
- производства;
- производственных запасов;
- прямых затрат на материалы;
- общепроизводственных расходов;
- прямых затрат на оплату труда;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов.
Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.
В отличие от финансовой отчетности (формы № 1, 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.
Помимо указанных бюджетов целесообразно подготовить еще и такие плановые документы, как:
|
|
- бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;
- бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;
- бюджет развития;
- инвестиционный бюджет.
На основе данных финансово-экономической стратегии предприятия прежде всего формируются целевые установки на заданный период планирования (год, месяц). Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово-экономической службы и т. д. Руководители служб должны обеспечить выполнение целевых установок.
На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж.
Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:
- Подготовка прогноза и бюджета продаж.
- Определение ожидаемого объема производства.
- Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
- Расчет и анализ денежных потоков.
- Составление плановых финансовых отчетов
Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и самым сложным этапом.
Объем реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:
- деятельностью конкурентов;
- общим положением на национальном и мировом рынках;
- политикой ценообразования;
- сезонными колебаниями спроса и поставок;
- объемом платежеспособного спроса;
- результативностью рекламы;
- качеством продукции и т. д.
Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов использования экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.
|
|
На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:
- определить объем затрат;
- сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции;
- вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период;
- определить, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов;
- на основе оперативных бюджетов составить бюджетный отчет о прибылях и убытках (информация берется из бюджета продаж).