Если вы в первый раз встретили человека, покажите ему, что вы вполне уверенный в себе человек с помощью открытой позы, улыбки, прямого взгляда в глаза, а также продемонстрируйте умение находить подход к собеседнику и быть приятным. Учитесь быстро определять язык, на котором предпочитает говорить ваш новый знакомый. Он выбирает формальное и серьезное общение или более свободную и непринужденную манеру? Говорит ли он медленно, делая большие паузы между фразами, или его речь тороплива? Его голос громкий или тихий? Каким бы ни был предпочтительный для него стиль общения, адаптируйтесь к нему. Выбирайте слова и выражения, подходящие к ситуации. Ускоряйте или немного замедляйте свою речь, чтобы придерживаться сходного темпа и ритма. Усиливайте или приглушайте в какой-то мере свой голос, чтобы больше соответствовать собеседнику.
Старайтесь, чтобы ваши голоса звучали гармонично. Изменения в вашем собственном стиле должны быть легкими и почти незаметными, чтобы вам самому было комфортно. Для начала выберите какой-то один аспект и попытайтесь проявить большую гибкость в своей манере общения. Когда это станет для вас естественным, постепенно вводите другие элементы. Тренируйтесь в общении с тем, кого вы хорошо знаете, но с кем непросто бывает контактировать. Все мы знаем по меньшей мере одного человека, с которым нам по какой-либо причине бывает трудно поладить. Соответствие создает очень хорошую основу для общения.
Упражнение
Когда вы говорите, вы передаете информацию по нескольким каналам одновременно. Два из них уже упоминались выше: это громкость и скорость речи. Можете ли вы назвать по меньшей мере еще три информационных канала — параметра речи, на которые стоит обратить внимание и по которым надо подстраиваться к собеседнику? Запишите их на отдельном листе бумаги:
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
5.
6.