Для решения проблемы выкупа предприятий в России в качестве главного был избран метод бесплатной передачи государственного имущества в частную собственность. Были выпущены и безвозмездно розданы населению приватизационные чеки, или ваучеры, на которые в дальнейшем распродавалась государственная собственность. Действительно в период массовой приватизации от 50 до 80% стоимости выкупаемого имущества приватизируемых предприятий «оплачивались» ваучерами.
Основными формами приватизации стали:
1) преобразование предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций;
2) купля-продажа.
Основная масса отечественных средних и крупных предприятий приватизировалась путем превращения государственных предприятий в акционерные общества. При этом предприятия чаще всего выбирали второй из трех предусмотренных законом вариантов преобразования, так как он был наиболее выгодным для работников. Согласно его условиям, трудовой коллектив предприятия получал больше льгот и становился собственником 51% обыкновенных акций. Остальные 49% акций оставались в собственности государства, но в дальнейшем могли быть также проданы в частные руки.
Вторая форма приватизации ¾ купля-продажа ¾ включала коммерческие и некоммерческие конкурсы, а также продажу с аукциона. Принципиальной разницы между аукционом и коммерческим конкурсом нет. В обоих случаях при проведении торгов предпочтение отдается покупателю, готовому заплатить максимальную цену. Некоммерческий конкурс предусматривает выполнение покупателем определенных условий. Ими, например, могут быть сохранение профиля предприятия, вложение необходимых средств в его развитие, обеспечение занятости на предприятии и т. д. Сама же цена предприятия в условиях некоммерческого конкурса часто устанавливается на низком уровне.
Большинство малых предприятий в нашей стране изменило свой статус, став частными благодаря процедуре купли-продажи.