Кризисы и пирамиды

I.

Пирамиды и спекулятивные эпизоды

Поскольку стоимость – это относительное понятие, то вся иерархия стоимостей, соотношение стоимостей в целом на все товары, кроме необходимых для жизни, – это одна большая пирамида религии денег.

Соотношение цены зерна и мяса более‑менее отражает соотношение затрат на их производство. Но соотношение цены зерна, модного платья и квартиры в престижном районе, отражает только воспринимаемые удовольствие и статус, которые достигаются от обладания этими товарами. Так что в принципе любой рост относительной стоимости таких товаров является пирамидой.

В более узком смысле, пирамиды – это рост цен на традиционные накопительные товары – золото, недвижимость, драгоценности.

Пирамиды и собственность на средства производства – главные способы удержания власти в религии денег. Пирамиды создаются для того, чтобы рост цен на накопительные товары обгонял рост цен на временные товары, для того, чтобы стоимость труда всегда была намного ниже стоимости богатства; чтобы человек был ничтожен по сравнению с идолом – по сравнению с блестящим камешком и с куском металла.

Пирамиды существуют вечно, но в их жизни можно выделить явно выраженные этапы. Периоды резкого роста, которые обычно называют спекулятивными «пузырями», и следующие за ними периоды резкого спада. Создание простейшей пирамиды почтовых марок мы описали в предыдущей главе.

Обычно, когда говорят о пирамидах, имеют в виду именно эти отдельные спекулятивные [216] эпизоды. Некоторые пирамиды, вроде АО МММ, изначально были задуманы как короткоживущие, и они являются просто спекуляциями.

Мы будем говорить о пирамидах как о постоянном и долгосрочном явлении, и выделять спекулятивные эпизоды как временные обострения колебаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: