Борьба религии денег с социализмом и возникновение общества изобилия

После Второй мировой войны, в страхе перед быстро распространявшимся социализмом, религии денег пришлось на время отбросить накопление золота как свою единственную цель.

Чтобы сохранить власть, пришлось поставить целью быстрое восстановление и увеличение производства, а также создание для массы населения уровня жизни, который был бы выше, чем в социалистических странах. На недолгое время деньги из цели стали средством. Цели задавал социализм.

Теория Кейнса стала для этого как отличным практическим инструментом, так и хорошим идеологическим прикрытием, позволявшим сохранить верность капитализму.

В срочном порядке были введены или разрешены социальные программы защиты рабочих, аналогичные социалистическим. Между верхами и низами Орды было заключено своеобразное социальное соглашение. Верхи согласились делиться капиталами, низы – подчиняться рыночной экономике.

В 1950‑е годы подоходный налог на доходы бизнесменов в Америке достиг немыслимых 90 процентов – и он взимался. До Первой мировой войны подоходного налога вообще не было, и даже во времена Великой депрессии он был порядка 5‑10 процентов.

Чтобы не проиграть социализму в пропагандистской войне, вместо исключительного строительства финансовых пирамид, корпорации сделали своими частичными приоритетами науку, культуру, образование и искусство.

* * *

Как только деньги в макро‑экономике были убраны на второй план, произошло повальное экономическое чудо. Всего за 10‑15 лет было достигнуто не только полное восстановление разрушенного войной, но и построено общество материального изобилия во всех странах Запада. И это несмотря на огромные траты на гонку ядерных и обычных вооружений и несмотря на послевоенный всплеск рождаемости.

Америке пришлось позаботиться и об остальном мире. Если после Первой мировой войны побеждённую Германию обложили невыносимыми контрибуциями, то после Второй мировой войны Западная Германия, как и остальная Европа, получила от нового лидера религии денег огромную безвозмездную помощь. Естественно, что главной виновницей плана Маршалла была активная политика Москвы и необходимость любой ценой сохранить Европу в своей вере.

Колонии продолжали активно использоваться для забора бесплатного сырья и продовольствия, но массовое промышленное производство обеспечивалось внутри Запада. Более того, стремясь отвлечь колонии от социализма, им даже иногда выдавали льготные займы и гранты, что пошло на пользу как колониям, так и производителям внутри Орды.

Это показало, что знания людей о природе, способность общества к организованному труду уже достигли такого уровня, что только войны, кризисы накопления и обращения идола сдерживали материальный уровень жизни.

Но построение общества изобилия означало и новый системный переход, завершение огромного этапа в развитии религии денег.

Значение дальнейшего преобразования материи и использования природы для борьбы с другими обществами, резко снизилось. Наиболее эффективным стало прямое преобразование сознания людей.

Системный переход к идеалистическому обществу в 1960‑е годы

В 1960‑е годы на Западе произошёл системный переход от материалистического к идеалистическому обществу.

Просуммируем основные причины этого перехода:

– материальное насыщение,

– насыщение физическим оружием,

– изобретение оружия массового поражения сознания.

* * *

Все основные потребности человека в хорошей еде, жилье, одежде, транспорте, мебели, домашних приборах и так далее, всё, к чему веками стремились люди, было удовлетворено. То, что раньше считалось признаком богатства и принадлежности к верхнему классу, стало доступно 80‑90 процентам населения Запада (за исключением группы безработных, которую держат в полунищете для показательного примера, а не из‑за отсутствия средств).

К 1950‑1960‑м годам были сделаны почти все существенные технические изобретения. Сравните средний дом 1960 года и 2003 года. Он практически не изменился.

Это всё те же (1) электричество, (2) отопление, (3) горячая и холодная вода, (4) канализация, (5) утилизация мусора, (6) холодильник, (7) телефон, (8) телевизор, (9) радиоприёмник, (10) проигрыватель, (11) стиральная и (12) посудомоечная машины, (13) пылесос, (14) кухонные электроприборы, (15) кондиционер, (16) магнитофон, (17) фотоаппарат и (18) автомобиль.

В последующие 50 лет практически не было развития домашнего быта, кроме косметических и маргинальных улучшений (которые, конечно, преподносятся как «революции»). Всё, что появилось нового – это (19) видеомагнитофон, (20) компьютер (плюс грампластинки заменились компакт‑дисками; к плите добавилась микроволновая печь).

Для полувека это мизерные изменения, да и без них можно запросто обойтись. Сравните это с изменением домашнего хозяйства между 1900‑м и 1960‑м годами, когда массово появились 18 выше приведённых технических новинок.

* * *

Парадоксально, но из материального насыщения для религии денег вытекало несколько весьма неприятных последствий.

Во‑первых, как мы знаем из 7‑й главы, по экономическим причинам экономика не может не расти. Производство и торговлю нельзя остановить, даже если новая продукция никому не нужна. Потребление нельзя остановить, даже если оно идёт во вред, потому что тогда остановится торговля.

Во‑вторых, человеком, который живёт в материальном изобилии, больше нельзя управлять через товары.

* * *

В военной области также было достигнуто насыщение, и произошёл системный переход. К 1960‑м годам было изготовлено столько ядерного оружия, что с его помощью можно было уничтожить весь мир несколько раз.

В ситуации ядерного сдерживания дальнейшее усовершенствование физических вооружений давало только маргинальное преимущество. Начать и выиграть полномасштабную войну было уже невозможно без риска полного собственного уничтожения. Хотя по инерции пополнение ядерных и обычных арсеналов продолжалось, для исхода противостояния это уже не имело определяющего значения.

Это поняли и сами противники, в начале 1960‑х годов заключившие договоры об ограничении и запрещении ядерных испытаний, и затем – о нераспространении ядерного оружия.

Международный материализм лишился главной движущей силы своего развития.

* * *

Одновременно было изобретено и широко распространено принципиально новое оружие, оружие массового поражения сознания – телевидение.

Управление сознанием, управление отражением теперь могло дать гораздо больше, чем управление материальным производством или обладание ядерной бомбой.

Особенности системного перехода 1960‑х годов

Выделим некоторые важные качественные изменения в западной экономике, возникшие в 1960‑х годах:

– перепотребление,

– бурное развитие культов товаров,

– инфляция.

* * *

Просуммируем причины, по которым было невозможно остановить увеличение производства и объёмов торговли:

§ Для борьбы с кризисами накопления и обращения надо постоянно выпускать идеальное золото и новые деньги. Сдерживание или сокращение производства потребовало бы сокращения денег в обороте.

§ Из‑за постоянных улучшений техника становится всё экономичнее. Но, например, уменьшение массы и габаритов автомобиля привело бы к уменьшению объёмов их производства, к безработице, к уменьшению спроса на бензин. Поэтому каждая экономия должна быть заменена новым, ещё большим расходом.

§ Сила валюты напрямую зависит от размера обслуживаемого ею рынка товаров. Та страна, которая первой попробовала бы сократить или хотя бы не увеличивать объём торговли, немедленно бы проиграла, и сила её валюты упала бы относительно других валют.

§ Богатство каждого члена общества, выраженное в деньгах, обязано расти. Религиозные чувства потребителей не вынесут, они лишатся цели жизни, если формально у них станет меньше денег. В этом смысле для потребителей лучше пустая пирамида акций, которая хоть ничего и не создаёт, но сильно тешит жадность.

* * *

Предыдущее, промежуточное насыщение в религии денег едва не было достигнуто в 1920‑е годы. Но тогда из ситуации нашли выход в сокращении рабочего дня до 8 часов. При 10‑12 часовом дне рабочим было просто не до магазинов, и, соответственно, не рос спрос на товары. В то время также ограничили детский труд.

И в 1960‑е годы можно было бы пойти в сторону уменьшения рабочего дня. Но это означало бы предоставление слишком большой свободы денежным рабам. Вместо этого им даже не увеличили отпуск, который до сих пор в США и Канаде составляет всего две недели в год. Наоборот, в 1960‑е жрецы религии денег начали усиленно вводить в оборот рынка труда женщину.

Вместо сокращения рабочего дня, который бы уменьшил власть денег, решили стимулировать перепотребление.

Магазины начали работать по воскресеньям, хотя до этого никому не приходило в голову тратить выходной на шопинг. Магазины стали объединяться в огромные шопинг‑центры, которые поглощают человека на несколько часов, чтобы высосать из него все деньги сразу.

Одним из сильных стимулов увеличения потребления стали широко распространившиеся в 1950‑х годах кредитные карточки. Они дали возможность покупок в неосязаемый и мгновенный кредит, даже когда у потребителя нет денег [461].

* * *

Первое, что потребляет или перепотребляет человек, это еда. Лучше всего о масштабах и последствиях искусственного стимулирования и перепотребления в Америке говорят данные об обжорстве.

Если в 1950‑м году в США было 25 процентов людей с излишним весом, то в 2002‑м году таких американцев уже 65 процентов. По расчётам, в ближайшие десять лет уже 75 процентов американцев будут заплывать от жира.

Сегодня 44 миллиона американцев страдают ожирением, то есть их вес более чем на 22 килограмма [462] превышает норму; 6 миллионов имеют более 45 килограмм лишнего веса. Около 300 000 американцев ежегодно умирают непосредственно от ожирения.

За последние тридцать лет порция жареной картошки в американских закусочных увеличилась в 3 раза, стандартный размер порции колы увеличился с 1 стакана до 1 литра. Хрю‑хрю.

Недаром, если сто лет назад для путешествия человека было достаточно одной лошади, то сегодня, чтобы привезти тело одного американца в Макдональдс, требуется двигатель мощностью в двести лошадиных сил.

* * *

В любом обществе в ситуации материального насыщения и изобилия возможно два выхода – рост населения или рост религиозной надстройки. Как мы отмечали в 5‑й главе, рождение детей в религии денег относится к прямым убыткам, поэтому с 1960‑х началось резкое падение рождаемости. Соответственно, религия денег пошла в сторону увеличения количества своих служителей.

Хотя в 1960‑е ещё оставалось немало места для оптимизации технологий, с каждой новой оптимизацией освобождалось всё больше людей. Те, кто больше были не нужны на производстве, становились служителями культов, которые ничего, кроме образов, не производят – специалистами по маркетингу, финансам, рекламе, паблик рилэйшнз, биржам, недвижимости, развлечениям и так далее. И, конечно, постоянно прибывало полку юристов, которые перераспределяют реальные и воображаемые богатства в увлекательных бумажных и словесных сражениях.

Как мы отмечали в 6‑й главе, произошла массовая идеализация товаров. Чтобы в условиях насыщения хоть как‑то отделить свой товар от аналогичного товара конкурента, корпорации усилили использование торговых марок. Это вылилось в создание брэнда, то есть культа поклонения товару.

* * *

До 1950‑х годов новые вещи давали улучшение жизни людей. Говоря «экономическим» языком, увеличение затрат приносило прибыль, потому что люди хотели потреблять больше стоимостей, больше товаров, а затраты вели к созданию новой стоимости.

После достижения насыщения новая стоимость стала по сути никому не нужна. Поэтому прибыль можно было увеличить только через уменьшение затрат, то есть через уменьшение вкладываемого труда и удешевление товаров за счёт снижения реального качества.

Слева – до достижения насыщения увеличение затрат увеличивает прибыль.

Справа – после достижения насыщения для увеличения прибыли

необходимо снижать затраты.

Сначала к товарам добавили брэнды, а потом поняли, что товары не нужны, можно обойтись только брэндами.

Вместо того чтобы делать открытия и создавать предметы, которые будут вызывать восхищение, гораздо легче просто научиться вызывать восхищение от заурядных вещей.

С 1950 года затраты на рекламу растут в 1.33 раза быстрее, чем на производство (даже с учётом того, что производство сосредоточилось не на функциональных, а внешних характеристиках товаров).

* * *

Но ни перепотребления, ни продажи образов не было достаточно, чтобы справиться с кризисом насыщения. Вновь выпускаемые бумажные деньги было невозможно покрыть новыми товарами и идеальным золотом, поэтому вскоре Орду захлестнула огромная инфляция.

Из‑за достижения изобилия теория Кейнса, созданная в 1930‑е годы, перестала работать уже к началу 1970‑х годов. Инфляция и безработица стали возникать одновременно.

В США, на территории которых не было больших войн и разрушений, с начала XIX века и до конца 1940‑х годов инфляции практически не было. Несмотря на временные кризисы и золотые лихорадки, за сто пятьдесят лет основные цены практически не изменились. Зато всего за сорок лет, с 1950‑го по 1990‑й год, цены увеличились в шесть раз.

* * *

Во многих рыночных странах вследствие насыщения товарами и постоянного перераспределения капитала через налоги и государственный долг, резко возросла доля государства в ВВП.

Например, в Канаде государственные расходы правительств всех уровней с 25 процентов ВВП в 1950‑е увеличились до 60 процентов в 1990‑м году (и это притом, что военные расходы Канады ничтожны). Таким образом, государство без какой‑либо национализации собственности стало контролировать более половины экономики страны.

Естественно, что б о льшая часть перераспределяемых и печатаемых правительством денег тратится просто на то, чтобы чем‑то занять людей и создать фиктивные рабочие места, на которых сотрудники перекладывают бумажки с места на место или совещаются и болтают между собой.

* * *

Дальнейшее увеличение выпуска новых денег и перепроизводство уже шло во вред и тем, ради кого печатали деньги – потребителям, и раздражало владельцев капитала.

Остановка печатного станка привела бы к очередной депрессии, а остановка перепроизводства – к ещё более сильной инфляции. Выход был найден в тотальной коммерциализации.

Усилилась поголовная оцифровка и вовлечение в торговый оборот всего, что раньше не находилось под прямой властью денег – от спорта до семейных отношений. В этом случае и создавать не надо ничего нового, и реальное потребление не изменяется, но стабильно возрастают объёмы торговли, растёт экономика. Возрастают и объёмы денежной массы, связанной торговлей вновь оцифрованными товарами.

V.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: