Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
- вертикальной карьеры — должностной рост;
- горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
- центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:
| Этап карьеры | Возрастной период | Краткая характеристика | Особенности мотивации (по Маслоу) |
| До 25 лет | Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности | Безопасность, социальное признание |
| · Становление | До 30 лет | Освоение работы, развитие профессиональ-ных навыков | Социальное признание, независимость |
| · Продвижение | До 45 лет | Профессио-нальное развитие | Социальное признание, самореализация |
| · Завершение | После 60 лет | Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены | Удержание социального признания |
| · Пенсионный | После 65 лет | Занятие другими видами деятельности | Поиск самовы-ражения в новой сфере деятельности |
Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале професионального пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда:
| Тип личности | Содержание деятельности |
| Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами |
| · Исследовательский | Ориентация на поиск |
| · Артистичный | Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию |
| · Социальный | Ориентация на взаимодействие с людьми |
| · Предпринимательский | Ориентация на влияние на людей |
| · Конвенциональный | Ориентация на манипулирование данными, информацией |






