кшитй-адибхир эша килавритах
саптабхир даша-гуноттараир анда-кошах
йатра пататй ану-калпах
саханда-коти-котибхис тад анантах
кшити-адибхих - составляющими материального мира, начиная с земли; эшах - этот; кила - именно; авритах - покрыт; саптабхих - семью; даша-гуна-уттараих - каждый из которых в десять раз толще предыдущего; анда-кошах - яйцеобразная вселенная; йатра - в которого; патати - падает; ану-калпах - подобно ничтожному атому; саха - с; анда-коти-котибхих - миллионами подобных вселенных; тат - потому; анантах - (Тебя величают) безграничным.
Любая вселенная покрыта семью оболочками, состоящими из земли, воды, огня, воздуха, эфира, совокупной энергии и ложного эго. Каждая последующая в десять раз толще предыдущей. Помимо нашей существует бесчисленное множество других вселенных, но, несмотря на их гигантские размеры, Ты поглощаешь их подобно ничтожным атомам. Поэтому Тебя величают безграничным [ананта].
КОММЕНТАРИЙ: В «Брахма-самхите» (5.48) сказано:
йасйаика-нишвасита-калам атхаваламбйа
дживанти лома-виладжа джагад-анда-натхах
вишнур махан са иха йасйа кала-вишешо
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
Источником материального творения является Маха-Вишну, возлежащий на водах Причинного океана. Пребывая в мистическом сне, Он с каждым выдохом порождает бесчисленные вселенные, которые поглощаются их при каждом Его вдохе. Этот Маха-Вишну является полным проявлением проявления Вишну, Гоинды (йасйа кала-вишешах). Слово кала имеет смысл полного проявления полного проявления. Кришна, Говинда, порождает Балараму; Баларама является источником Санкаршаны; Санкаршана порождает Нараяну; Тот - вторичного Санкаршану; вторичный Санкаршана - Маха-Вишну; от Маха-Вишну происходит Гарбхадакашайи Вишну, а от Него - Кширадакашайи Вишну. Каждая вселенная пребывает под властью Кширодакашайи Вишну. Так раскрывается смысл слова ананта, безграничный. С чем сравнить безграничное могущество и бытие Господа? В этом стихе описаны оболочки вселенной (саптабхир даша-гуноттараир анда-кошах). Первая оболочка состоит из земли, вторая - из воды, третья - из огня, четвертая - из воздуха, пятая - из эфира, шестая - из совокупной материальной энергии и седьмая - из ложного эго. Начиная с оболочки, состоящей из земли, каждая последующая в десять раз толще предыдущей. Эта картина дает нам представление о необъятных размерах только одной вселенной, а таких вселенных - многие миллионы. Как подтверждает Сам Господь в «Бхагавад-гите» (10.42):
атхава бахунаитена ким джна(гйа)тена таварджуна
виштабхйахам идам критснам экамшена стхито джагат
«Что тебе, Арджуна, до всех подробностей этой науки? Одной лишь Своей малой частью Я пронизываю и храню целую вселенную.» Весь материальный мир представляет собой проявление только четвертой части энергии Верховного Господа. Поэтому Его величают анантой.