Этика как учение о морали. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие

Этика – философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Мораль - важнейшая составляющая культуры, один из основных способов регуляции поведения человека. Поэтому, по мнению многих мыслителей, этика является важнейшей частью философии. Она рассматривает те нравственные проблемы, которые неизбежно встают перед каждым человеком: в чем смысл жизни и смерти; в чем сущность добра и зла и каковы критерии их разграничения; как относиться к страданиям; можно ли совместить выполнение нравственного долга и достижение счастья; как оценивать поступки людей – по намерениям или по результатам; каковы критерии справедливости; каково место любви в жизни человека; почему альтруизм предпочтительнее эгоизма; совместимы ли добро и польза и т.д. Этика не только описывает реально существующие отношения между людьми, но и стремится создать идеал этих отношений, т.е. не только анализирует сущее, но и намечает очертания должного. Этические представления – это реализация потребности человека в идеалах и ценностях.

Этика стремится к рациональному обоснованию моральных ценностей, хотя их рационализация неизбежно сталкивается с трудностями, поскольку эти ценности сопряжены не только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями, нравственной верой. Каждая историческая эпоха, каждый мыслитель обогащает этические вопросы своими духовными поисками, своим опытом, раскрывает их новые аспекты. Поэтому изучать этику необходимо через рассмотрение многообразных теоретических и жизненных позиций.

С целью воссоздания многомерной картины нравственной культуры человечества учебными планами по теологии и религиоведению предусмотрено изучение как нерелигиозных, так и религиозных учений о морали. Религиозной этике посвящены специальные годовые курсы. Рассмотрение безрелигиозных нравственных систем и осуществляется в рамках семестрового курса "Этика", который выполняет функции исторической и теоретической пропедевтики (введения). Здесь изучается история европейской этической мысли от античности до ХХ в. Студенты изучают представления о нравственности Платона и Аристотеля, Эпикура и Сенеки, М. Монтеня и Ф. де Ларошфуко, И. Канта и А. Шопенгауэра, Э. Фромма и В. Франкла, знакомятся с эволюционной и феминистской этикой. Опыт богооставленности – это тоже очень важный духовный опыт, и анализ его на серьезном философском материале (например, учений Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, А. Камю) необходим для объективного исследования нравственной жизни человека. Этот вводный курс позволяет студентам понять, каковы возможности и пределы атеистических этических учений в обосновании морали. На этом фоне отчетливее проявляется своеобразие религиозной этики в сравнении с безрелигиозными этическими системами.

Предполагается, что по завершении обучения дисциплине "История этических учений" студент должен:

овладеть системой знаний об основных этапах истории этической мысли, фундаментальных теоретических проблемах изучения морали, а также прикладных аспектах этики;

иметь представление об основных тенденциях в развитии этической мысли в XX в.

иметь представление о специфике осмысления сущности морали и обоснования нравственных ценностей в светской этике;

владеть категориальным (понятийным) аппаратом этики;

владеть навыками работы с философскими текстами, посвященными этической проблематике;

владеть приемами сопоставительного анализа различных мировоззренческих позиций;

уметь устанавливать связь между этическими концепциями и соответствующими жизненными (практическими, поведенческими) позициями;

владеть навыками этического анализа социокультурной реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: