Теологическая теория возникновения государства.
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века и сегодня наравне с другими распространена в Евроᴨȇ и на других континентах, а в ряде исламских государств, (например, Иран, Саудовская Аравия) носит официальный характер.
Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе и государства - Бог. Проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.
Следовательно, государство, его институты, власть:- вечны, незыблемы, святы;- их возникновение (а значит и управление) не зависит от воли человека;- являются выразителем воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:- принять государство и власть как данность, полученную свыше.
+ Теории способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;- препятствует насилию, революции и гражданским войнам, ᴨȇределу власти и собственности;- в наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
|
|
-Теории Теория основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, т.е. не научна.
2. Патриархальная.
Основоположниками этой теории являются Платон, Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский.
Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что государство возникает по модели семьи (т.е. государство - своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).
+Теории - способствует сплочению общества;- способствует уважению, почитанию государственной власти;- культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
-Теории - прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:- в семье существуют действительно родственные связи, но весь народ (несмотря на наличие определённой общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;- монарх - представитель публичной власти, отделённой от народа, и его власть имеют иную основу, чем власть отца в семье;- отец действительно является основателем рода;- монарх же, если и основатель, то государства, а не народа;- монарх не является родственником подавляющего большинства населения;- зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имея кровнородственной связи с управляемым государством;- власть отца неформальна и непосредственна;- власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляет опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения.
|
|
3. Патримониальная.
Видным представителем данной теории является А. Галлер. Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
Договорная (естественно-правовая) теория возникновения государства.
Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению её авторов, государство возникает в результате заключения «общественного договора» между людьми находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ.
Существенным недостатком данной теории является её идеалистичность:- «общественный договор» - скорее идеал, чем реальная действительность;- зачастую государства возникали другими путями - войны, насилие и при наличии иных условий;- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы, классы, сословия, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.