Теоретические положения

  1. человек целостен
  2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи
  3. Главной психологической реальностью являются переживания человека
  4. Человеческая жизнь - целостный процесс
  5. Человек открыт к самореализации
  6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями

7. Природа психики человека

В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы психики человека:

  • материалистический подход, основывающийся на эволюционной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека;
  • трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий;
  • подход, исходящий из признания духовной основы психики.

Согласно научно-материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов.

материалистический подход трансперсональный подход духовные основы психики
В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорга- низованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и готовность к научению. В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством -нервная система. По мере се усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и деятельности, появились более сложные формы психической регуляции жизнедеятельности. Сторонникитрансперсонального подхода опровергают основные постулаты, лежащие в основе материалистической психологии: 1)о самопроизвольном зарождении жизни; 2)о развитии различных форм жизни в результате спонтанных генетических мутаций и действия естественного отбора. Механизм этого чудесного события, иронично замечает С. Гроф, находится б полном противоречии даже с наименее строгими научными рассуждениями; 3)о самопроизвольности возникновения сознания как один из ведущих мифов материалистической психологии; 4)рассмотрение сознания как продукта деятельности высокоорганизованной материи — мозга. В материалистической психологии, базирующейся на этих постулатах, индивидуальные организмы являются, по сути, отдельными системами, способными сообщаться с внешним миром и между собой только через органы чувств. Психические процессы объясняются с точки зрения реакции организма на окружающую природную и социальную среду и творческой обработки сенсорной информации, полученной раньше. В соответствии с духовно ориентированнымподходом психика не является естественным продуктом развития материи, а представляет собой воплощение в нейдуховного начала, которое оживотворяет материю и направляет ее развитие. Развитие психики рассматривается с позицийномогенеза — целенаправленного развития от простейших организмов к человеку, в соответствии с замыслом Высшего разума — Творца Вселенной.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление и использование орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения, трансформировал природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

8. Понятие психики, ее свойства и функции.

ПОНЯТИЕ

Психика —функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа.

Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).

СВОЙСТВА ПСИХИКИ

Итак, психика обладает такими свойствами, как объективация и разобъективация психоэнергии. Суть этих свойств состоит в том, что психоэнергия может перейти, трансформироваться в конкретные предметы и явления, т.е. объективироваться, а при соответствующих условиях вновь перейти, трансформироваться из предметов и явлений в психоэнергию, т.е. разобъективироваться.

Процессы объективации – разобъективации можно объяснить на примере картины, которую написал художник. Для него художественное полотно – это объективация определенной части его психоэнергии. Но когда картина выставлено, например, в музее, картинной галерее или просто на продажу, то для того, кто ее рассматривает, она становится внешним психическим, психоэнергия которого разобъективируется и объективируется в ощущениях, восприятии, умственных и чувственных образах.

Индивидуальной психике присуще такое свойство, как интровертированность или экстравертированность. Интровертированность характеризует соответствующую установку и направленность психики на себя, свое внутреннее психическое, их изменение, взаимодействие, взаимопроникновение и другое. Экстравертированность, наоборот, выражает соответствующие установки и направленность психики на внешнее психическое: окружающий мир, взаимоотношения в нем т.п.

Еще одно свойство психики – это ее психологическая репродуктивность, т.е. способность к воспроизведению предыдущего психического с таким же его психоэнергетическим потенциалом. Например, после того как человек находится в состоянии страха, он рано или поздно возвращается в предыдущее состояние психического напряжения, а затем в состояние покоя.

Рефлексия, как свойство психики, заключается в восприятии и переносе изменений внешнего мира, его различных видов и форм психического на себя, превращении их в собственное психическое. Любые существенные изменения в социальном пространстве и времени, во время обучения и воспитания является психическим, которое влияет (деформирует, меняет психоэнергетический потенциал другого психического) на психику личности. На основе этого свойства происходит развитие психики. Она также позволяет человеку приспособиться к новой реальности.

На развитие психики оказывают пагубное влияние некоторые заболевания. Например, при алкоголизме изменяется мотивация, эмоциональные состояния, нарушаются функции центральной нервной системы, разрушаются клетки мозга и т.д. При алкоголизме изменяется психика не только человека, зависимого от алкоголя, но и психика всех членов семьи. Решить данную проблему может современная психотерапия.

ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

1) Отражение окружающей действительности.

В результате отражения внешнего мира через систему анализаторов в нервной системе создается некая «модель» реальности, более или менее соответствующая объективному миру. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

• это не механическое, зеркальное отражение, а активный процесс;

• при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкретные состояния человека, поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми в зависимости от их жизненного опыта или одним и тем же человеком в зависимости от его психофизиологического состояния.

2) Регуляция поведения и деятельности.

Психика человека, с одной стороны, отражает воздействия внешней среды, а с другой — воздействует на эту среду при помощи поведения. Отражение окружающего мира происходит при участии анализаторов, а воздействие на нее — при помощи мышечного движения.

3) Осознание человеком своего места в окружающем мире.

Наличие психики, с одной стороны, обеспечивает человеку его адаптацию и ориентировку в окружающем мире, а с другой стороны, с помощью высшей формы психики — сознания человек осознает себя как личность, находящуюся с другими людьми в своеобразных межличностных отношениях и наделенную определенными индивидуальными особенностями.

9. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе.

Филогенез – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, т. е. способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы.

Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно, исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Отличительные особенности психики человека еще в большей степени проявляются в онтогенезе.

Онтогенез – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.

Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.

Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы).

Топологическое свойство возрастного развития означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида.

Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.

10) Классификация психических явлений.

Психические явления – разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения. Психические явления можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния.

Субъективные доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю). К субъективным явлениям можно отнести сознание или ценности.

Существуют и явления, которые можно отнести, как к объективным, так и к субъективным, например эмоции.

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы

2) психические состояния

3) психические свойства личности

1) Психические процессы – это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности. Для удобства психические процессы иногда делят на познавательные (ощущение, восприятие, воображение, внимание, представление, память, мышление и речь), эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты, стресс) и волевые (борьба мотивов, принятие решения, постановка целей).

Вся психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, эмоциональных и волевых процессов.

2)Психические состояния – временные своеобразия психической деятельности, определяемые ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Они могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти)

2) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния)

3) волевые состояния (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости)

4) состояния различных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности)

3)Психические свойства личности – явления, которые позволяют отделить поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени. К ним относятся темперамент, способности, направленность личности (потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение), характер.

11) Психические познавательные процессы.

Психические познавательные процессы – процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Все эти процессы участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Психические познавательные процессы взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы и представления, и воображения; осмысление информации способствует ее запоминанию; внимание повышает эффективность других процессов и т.д.

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные способности, научиться управлять ими.

Выделяют следующие психические познавательные процессы:

1) ощущение – простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств

Ощущение считается отражением отдельных свойств объектов окружающего мира. К свойствам ощущений относятся: модальность (качественная характеристика, например цветовой тон или громкость), интенсивность (количественная характеристика), локализация (пространственная характеристика) и длительность.

2) воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; всякий процесс, протекающий «в образах»

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Разновидность творческого воображения – фантазия.

Воображение бывает:

репродуктивное (воссоздание действительности такой, какая она есть) и продуктивное (творческое);

активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное);

конкретное и абстрактное; преднамеренное и непреднамеренное.

К приемам воображения относятся:

агглютинация (соединение несоединимых в реальности объектов),

гиперболизация (увеличение или уменьшение предмета и его частей),

схематизация (выделение различий и сходств)

типизация (выделение повторяющегося в однородных явлениях).

3) внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. Объект внимания находится в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться. Функциями внимания являются: обнаружение сигнала, избирательное внимание, распределенное внимание.

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют непроизвольное внимание (отсутствует сознательный выбор направления и регулиции), произвольное внимание (связанное с процессом труда, требующее волевые усилия) и послепроизвольное внимание (присутствует сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение).

К свойствам внимания относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость и распределение.

4) восприятие – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира и заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств

Выделяется четыре уровня восприятия:

обнаружение (исходная фаза),

различение (собственно восприятие),

идентификация (отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти)

опознание (извлечение соответствующего эталона из памяти).

К свойствам восприятия относятся:

предметность (образы, составляющие конкретные предметы),

структурность (предмет – отделенная от ощущений структура),

апперцептивность (на восприятие влияет общее содержание психики человека),

константность,

избирательность,

осмысленность.

Результатом процесса восприятия становится построенный образ.

5) память – комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков

К процессам памяти относятся: запоминание, хранение, воспроизведение и узнавание, забывание.

Существуют различные типологии памяти: зрительная, моторная, звуковая, вкусовая и болевая память; образная, моторная и эмоциональная; долговременная, кратковременная и ультракратковременная; произвольная и непроизвольная; опосредованная и неопосредованная и другие.

6) мышление – это психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира

Мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Основные характеристики мышления: обобщение отражения действительности (осуществление поиска отдельных предметов и переход к общему) и опосредованное познание объективной реальности (на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений).

Основные формы мышления:

понятие,

суждение

умозаключение.

Основные операции мышления:

сравнение,

анализ,

синтез,

абстракция (отвлечение в процессе познания от несущественных сторон,

конкретизация,

классификация,

обобщение,

индукция (переход от частного положения к общему)

дедукция (от общего к частному).

7) речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил

Процесс речи предполагает формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а также восприятие языковых конструкций и их понимание.

В зависимости от формы общения внешняя речь делится на устную (говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение). Внутренняя речь предполагает формулирование фразы, которая затем произносится вслух.

К свойствам речи относятся: содержательность (количество выраженных мыслей), понятность (правильное построение предложений), выразительность (эмоциональная насыщенность речи) и действенность (влияние на мысли других людей).

12) Ощущения и их анатомо-физиологические механизмы. Виды и свойства ощущений. Чувствительность и ее изменение.

Ощущение — это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлений, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

Ощущения являются наиболее простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, который трансформирует внешнюю энергию в нервный процесс

2) проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии)

3) подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов

Клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, зрительный анализатор представлен главным образом в затылочных зонах коры, слуховой — в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине, и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение — человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь описанный путь называется рефлекторным кольцом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его существования.

Известны несколько попыток классифицировать ощущения по разным основаниям и принципам. Наиболее удачной и продуманной считается классификация, предложенная английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Основанием для этой классификации стали характер отражений и место расположения рецепторов.

Ч. Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей:

1) интероцептивные (рецепторы находятся во внутренних органах)

2) проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, связках, сухожилиях)

3) экстероцептивные (источник – рецепторы, расположенные на поверхности тела)

Свойства ощущений:

1) модальность – качественная характеристика ощущений, например цветовой тон, громкость звука и др.

2) интенсивность – количественная характеристика ощущений

3) локализация – пространственная характеристика ощущений

4) длительность – временная характеристика ощущений

Не всякий раздражитель, воздействующий на рецепторные окончания того или иного анализатора, способен вызывать ощущение. Для этого необходимо, чтобы раздражитель имел определенную величину или силу.

Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.

Абсолютная чувствительность того или другого органа чувств характеризуется величиной нижнего порога ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Большинство анализаторов обладает очень высокой чувствительностью.

Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.

Величиной разностного порога ощущения определяется разностная чувствительность, или чувствительность различения. Чем меньше величина разностного порога, тем выше способность данного анализатора дифференцировать раздражения.

Чувствительность анализаторов повышается или понижается в зависимости:

1) от внешних условий, сопутствующих основному раздражителю (острота слуха более высока в тишине и понижается при наличии шумной обстановки);

2) от состояния рецептора (глаз, утомленный интенсивным светом, снижает свою чувствительность);

3) от состояния центральных отделов анализаторов (при болезненном состоянии организма, при наличии значительного умственного утомления или при перетренировке чувствительность снижается).

13.Свойства и виды восприятия

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соле­ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, раз­личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды.

В зависимости от целей: преднамеренные и непреднамеренные восприятия.

В зависимости от степени организации: организованные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.

В зависимости от формы отражения:

o восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

o восприятие времени — это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

o восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Свойства восприятия:

Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.

Предметность восприятия — проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Осмысленность восприятия — показывает, что вос­принимаемые человеком предметы имеют для него опре­деленный жизненный смысл.

Константность восприятия — относительное посто­янство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенно­сти и т.д.).

Целостность восприятия — выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

14: Феномены восприятия, иллюзии восприятия.

Восприятие - психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент.

В процессе приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ. При этом образ восприятия создается на основе анализа и синтеза отдельных свойств и качеств, предмет выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). В процесс восприятия включены двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр. Направляется восприятие мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Иллюзии восприятия - искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Иллюзия восприятия - это феномен восприятия, существующий только в голове человека и не соответствующий какому-либо реальному явлению или объекту. Могут происходить в разных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии многообразны:

1) иллюзии, связанные с особенностями строения глаза. Так, белые предметы кажутся больше;

2) иллюзии, связанные с переоценкой величины вертикальных отрезков по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве;

3) иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигуры зависит от окружения. Круг кажется большим среди маленьких кружков и меньшим - среди больших

4) иллюзия переноса. Это означает перенос свойств целой фигуры на ее отдельные части. Такова иллюзия Мюллера-Лайэра и др:

5) иллюзии искажения направления линий под влиянием других линий фона

К другому виду иллюзий восприятия относятся иллюзии видимого движения:

1) движение автокинетическое - хаотическое перемещение объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте;

2) движение стробоскопическое - впечатление движения объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком соседстве;

3) движение индуцированное - кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего фона.

Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий.

Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Д. Н. Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т. п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т. д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т. п.

К незрительным иллюзиям относится иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее.

Причины, вызывающие иллюзии восприятия, многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т. д.), другие — влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (например, одним глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных иллюзий восприятия имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, например, и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и, наоборот, если какая-либо из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста могут быть объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга. Зрительные иллюзии восприятия широко используются в живописи и архитектуре

15: «Виды и свойства внимания»

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

· Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

· Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

· Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

· Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

· Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

· Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

· Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

16. Память и представления. Основные мнемические процессы. Классификация видов памяти.

Память — когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта.

Память не направлена на отражение окружающего мира. Она имеет дело с отражениями второго порядка, которые называются представлениями.

Представление – это хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Представления бледнее и беднее образов восприятия.

Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

1. Запоминание – процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения. В некоторых случаях возникает необходимость использования особой формы запоминания – заучивания.

2. Сохранение – это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала.

3. Воспроизведение – актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение может протекать в виде: 1) узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие. Оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи; 2) собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции, отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).

4. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях – даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.

Классификация видов памяти:

По времени сохранения материала выделяются:

1.Сенсорная память

2.Кратковременная память

3.Долговременная память

4.Оперативная память

По характеру психологической активности в структуру памяти входят:

1.Двигательная память

2.Эмоциональная память

3.Образная память

4.Словесно=логическая память

5.Механическая память

По характеру целей деятельности память может быть:

1.Непроизвольная

2.Произвольная

По использованию для запоминания средствам память бывает:

1.Непосредственной натуральной памятью

2.Внешне опосредованной памятью

3.Внутренне опосредованной памятью.

17. Мышление и воображение.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредствованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Виды мышления:

1.Наглядно-действенное мышление

2.Наглядно-образное мышление

3.Словесно-логическое мышление

4.Теоретическое и практическое мышление

5.Теоретическое мышление

6.Аналитическое мышление

7.Интуитивное мышление

8.Реалистическое мышление

Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений их общим и существенным признакам.

Абстрагирование - отвлечение - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Основные формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными и ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Этапы творческого воображения:

- возникновение творческой идеи;

- "вынашивание" замысла;

- реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

- агглютинация - "склеивание" различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

- гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

- схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

- заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

18. Мышление и речь.

Мышление неразрывно связано с речью. Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которых является наследственным, остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием).

Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи.

Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой.

Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена.

Речь – процесс общения людей посредством языка.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и Деятельности.

Рассуждение – четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

Мышление проходит 2 стадии:

1. Допонятийное (начальная стадия развития мышления у ребенка). Суждения одиночные, о данном предмете. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм, поэтому ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, воспринимать чужую позицию.

Эгоцентризм обусловлен:

•нечувствительностью к противоречиям;

•синкретизм (стремление связывать все со всем);

•переход от частного к частному минуя общее;

•отсутствие представлений о сохранении вещества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: