Устойчивые эмоции

Настроение -- сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение -- это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. настроение носит не предметный, а личностный характер.

Чувства - высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.

Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть -- это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

Есть разные классификации эмоций, но в общем их можно разделить на три группы: положительные, отрицательные стенические и отрицательные астенические. Стенические – это гнев, негодование, ярость; астенические – тоска, страх, ужас.

25. Эмоциональные св-ва личности. Управление эмоциями

Эмоциональные процессы – отражение реальности в виде ее оценки. Эта оценка психически проявляется в виде эмоционального переживания в более или менее выраженной экспрессии. В зависимости от силы протекания эмоции, от силы эмоц-ого переживания, подразделяется на след. виды:

1. Настроения,которые имеют свой эмоц. фон и состояние(пр: приподнятое настроение – фон, смех – состояние) 2. Аффекты – переживание большой силы,но с коротким периодом протекания

3. Страсть – сильное, глубокое, длительное эмоц. переживание

4. Чувства – сложные, устоявшиеся отношения к чему-либо или к кому-либо. Чувства подразделяют на 3 группы: моральное, интелектуальное, эстетические чувства.

Наши эмоции могут быть и приятны, и неприятны, они могут способствовать эффективной деятельности и полностью дезорганизовать ее, эмоции могут спровоцировать преступление и воплотиться в гениальных стихах, т.е. мы постоянно сталкиваемся с самыми разнообразными проявлениями и последствиями эмоций, которые могут быть как желательны и уместны, так и неуместны и, соответственно, нежелательны. Последнее предполагает необходимость управления собственными эмоциями.

Важно, что отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание чревато очень серьезными последствиями, в частности, возникновением соматических (телесных) заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять или искоренять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявления совершенно необходимо.

Контроль в выражении эмоций проявляется в трех основных формах:

1) «подавлении» (сокрытии переживаемого эмоционального состояния);

2) «маскировке» (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент);

3) «симуляции» (выражении не переживаемой эмоции)

Регуляция эмоциональных состояний (устранение нежелательных эмоций) возможна либо при воздействии извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо в результате саморегуляции.

Непосредственно снять у себя эмоциональное напряжение помогут:

1. Переключение (направдение сознания на какую-либо другую деятельность)

2. Приуменьшение (снижение значимости)

3. Откладывание на потом

4. Физическая разгрузка (как говорил И.П.Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»)

26.Мотивационная сфера личности

Мотивационная сфера – это совок-ть мотивов.

Мотив – побуждение к действию связанное с удовлетворением потребностей.

Мотивация –процесс актуализации потребности индивида, что приводит к напряжению в психике и возникновению мотивов(мотив – это внутренние возбудители активной деятельности и поведения личности.

Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают над другими. Однако, конкретные мотивы могут возникать у человека ситуативно – по мере возникновения определённых потребностей. И, несомненно, доминирование тех или иных мотивов напрямую зависит от направленности конкретной личности.

Основными компонентами данной сферы личности являются как потребности,влечение,так и определенные интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и т.д.

У всех людей своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает.

1. Биологические 2. Материальный 3. Социальные 4. Духовные

Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:

  • разнообразие мотивов;
  • множественный характер; (Множественность связана с увеличением самих потребностей, способов и средств для удовлетворения таких нужд)
  • гибкий характер; (удовл. потр. различными способами и средствами)
  • существование определённой иерархии;
  • наличие структуры; (несколько потребностей можно отнести к одной мотивации ПР: био. потр.- мотив. Еда, вода …-потр.)
  • устойчивый характер мотивов; (длительное сохранение мотивов)
  • динамичность мотивов; (определяется изменением силы и приоритетности мотивов)
  • мотивационная сила

27 Потребности, мотивы, мотивация. Понятие потребностей.Понятие мотива и мотивации. Виды мотивации.

В рамках основной деятельности человека занимают мотивы и мотивации. В психологии под мотивацией понимается процесс актуализации потребности индивида, что приводит к напряжению в психике и возникновению мотивов.

Мотивы – это внутренние возбудители активной деятельности и поведения чел.

Под потребностью понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо.

В наст. Время различают след. Виды:

1. Материальные и духовные

2. Биологические и социальные

3. Индивидуальные, групповые и общественные

4. Здоровые и нездоровые

5. Ведущие и второстепенные

6. Реальные и иллюзорные

Потребности (Маслоу)

1. Физиологические

2. Безопастность

3. Потр. в принадлежности и любви

4. В уважении и почитании

5. Познавательные

6. Эстетические

7. Потр. в самоактуализации

Виды мотивов:

  1. Внешние - возникают на основе внешних составляющих, к примеру, увидев у другого человека желаемую вещь, возникает желание заработать деньги и также приобрести ее.
  2. Внутренние - возникают внутри самого человека, это может быть желание сменить обстановку, создать собственное дело и т.д.
  3. Положительные - крепятся на положительных утверждениях, например, "буду много работать, получу много денег" и т.д.
  4. Отрицательные - основаны на факторах, которые отталкивают человека от свершения ошибки, например "если просплю, опоздаю" и т.д.
  5. Устойчивые - направлены на удовлетворение первоначальных нужд.

Неустойчивые - требуют постоянного подкрепления.

Вопрос 28..​ Основные концепции мотивации Теории потребностей. Бихевиоризм – теория научения. Психоаналитические теории мотивации. Теория Курта Левина. Гуманистические теории.

Теории мотивациианализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.

Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале поведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роли «проб и ошибок», это понятие несомненно составляло одну из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.

Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе способами. Невозможно было объяснить эти

Основным представителем этой теории является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1859-1939) По Фрейду, движущими силами человеческого поведения являются инстинкты секса и агрессии Секс или инстинкт жизни (эрос) сначала в признавался Фрейдом единственным мотивирующим фактором поведения Позже Фрейд обосновал действия другого инстинкта - тана-ТОСУ (инстинкта агрессии, разрушения и смерти) Фрейд утверждал, что человечество пока не с овсим владеет тайнами Эроса и Танатоса, и познание этих инстинктов и управления ими - задача будущих поколений.

Психоаналитическая теория рассматривает личность как единство ее трех составных частей:

а) \"Ид\" (Оно) - резервуар инстинктов и импульсов, которые размещены в подсознательном компоненте психики;

б) \"Эго\" (Я) - личная определенность, осознание себя;

в) \"Суперэго\" - моральные аспекты сознания и поведения человека Схематически структура личности выглядит как айсберг, над водной поверхностью которого находится лишь \"Эго\" Это примерно одна шестая часть с структуры \"Ид\" охватывает пять шестых структуры Эта подструктура находится в подсознании Человек обычно не осознает смысла \"Ид\", потому что оно существует за пределами разума \"Ид\" проявляется только в повед Инке, которая, в частности, сдерживается компонентом \"Суперэго\", т.е. внешними нормами поведения

Основой основ психоанализа является подсознательное Именно оно, по Фрейду, скрывает в себе большинство побудительной силы человека Подсознательное дает нам возможность понять тайные стремления людей и тем самым направить эти стремления в пользу общественному производству Сколько бы не говорили о том, что качество продукции должно быть высоким, дальше разговоров дело не пойдет Но если мы поймем побудительные силы материально го и морального стимулирования людей, в основе которого лежат осознаваемые и неосознаваемые импульсы, то мы сможем достичь чего-то слушногного.

Теория Курта Левина является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

В рамках теории поля Курт Левин предлагает схему психологического изучения человеческого поведения, которая имеет целый ряд отличительных особенностей:
1. Согласно ей, анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В объяснение поведения включается более широкий круг явлений, чем объединение отдельных элементов типа раздражителей и реакций.
2. Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. Это означает, что объяснение должно быть психологичным. При этом детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически. В связи с этим к основным компонентам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как это пытается доказать бихевиоризм, а воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия. Психологическому анализу должно подлежать таким образом не только все, что происходило с действующим субъектом в нем самом и окружении, но и другие факторы, влияющее на поведение.
3. Для объяснения поведения описания простых связей в смысле ассоциации «раздражитель-реакция» явно недостаточно. Согласно Курту Левину, в основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности.
4. Простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.
5. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение в настоящий момент, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Прошлые и будущие события могут лишь внести свой вклад в структуру общей ситуации и несколько изменить композицию поля, но не более. Но, тем ни менее, их влияние может сказываться на актуальных состояниях субъекта и его окружения.

В своей модели психологического объяснения поведения Курт Левин стремился осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам. Конструктами стати понятия общей динамики, такие, как напряжение, сила, поле (по аналогии с электромагнитным и гравитационным полями).

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Пер­вое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Не­смотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психо­логии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике чело­века существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализи­рующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая — «организмический отслеживающий процесс» — пред­ставляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реаль­ное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К., 1994).

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

29.​ Понятие деятельности и поведения.

В научном смысле понятие "деятельность" применимо только к человеку. Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Таким образом, элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия. Термин "действие" в строгом смысле применим только к человеку. Животные неспособны ставить перед собой цель. Стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий (хотя в широком смысле слово, но не понятие "действие" сплошь и рядом применяется по отношению к животным, впрочем, и по отношению к физическим объектам тоже).

Цель - осознанный образ предвосхищаемого действия. Животные запрограммированы природой, ими руководят инстинкты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время.: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, мы говорим о деятельности.

Итак, действие - единица деятельности. Отдельное движение - элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность - только людям. Забить гвоздь - это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к действию применимы.

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение - внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение - непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность - осознанное им "произвольное поведение".

В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей (которое можно назвать социальным поведением) как реакции на ожидаемые трудности в снабжении продуктов, удовлетворяющих важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности; мотивация; ожидания (экспектации).

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

30.​ Виды деятельности.

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной.

Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: