Эмоциональные процессы

Познавая действительность, человек так или иначе определяет свое отношение к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к собственной личности. Одно это радует, другое печалит, третье — возмущает и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, В психологии эмоциями называются про­цессы, которые отражают личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека и их оценку в форме переживаний. Эмоций, чув­ства служат для того, чтобы показывать субъективное отношение субъекта к себе и к окружающему его миру.

Эмоции - это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в фор­ме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельно­сти, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. [5]

Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит удовлетворе­нию его разнообразных потребностей, любые проявления его активности сопро­вождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий, связанных с удовлетворением актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически закрепились как своеобразный спо­соб поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреж­дают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

В эмоциях выделяются две стороны:

♦ связь с ситуацией, с объективным миром;

♦ связь с субъективными состояниями — потребностями, мотивацией.

Эмоции — это форма приспособления индивида к миру, а оно всегда связано с удовлетворением потребностей, мотивацией. [6]

Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные переживания — удовольствие, получаемое от удовлетворения органических по­требностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аф­фекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Это сильное, бурное и кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее пси­хику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, и это од­на из причин неуправляемости этим состоянием). [5]

Возникновение аффекта подчиняется следующему закону: чем мощнее исход­ный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств он протекает бурно, быстро, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигатель­ными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальному разумному поведению. Они могут оставить сильный, заметный отпечаток в долговременной памяти. По срав­нению с этим эмоции и чувства связаны главным образом с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, возникающая благодаря ситуациям, которые чреваты аффективными реакциями, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к бурной разрядке, которая, снимая воз­никшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно эмоции в отличие от аффектов — более длительные состояния. Они являются реакцией не только на события совершившиеся, но и вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают сум­марную итоговую оценку ситуации, то эмоции появляются в его начале и пред­восхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей.

Эмоции и чувства опережают процесс, направленный на реализацию потреб­ности, и носят идеаторный характер. Они выражают смысл ситуации с учетом ак­туальной в данный момент для человека потребности, а также и значения пред­стоящего действия или деятельности.

Эмоции — выражение смысла, т. е. они касаются смыслообразуюшей функции мотива. Мотив создает смысл, выражая его в них, — следовательно, они вторичны по отношению к нему. Эмоции— это «психическое отражение мотива к целям действия и усло­виям его выполнения» [5]

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, подобно чувствам, воспринимаются человеком как его собственные внут­ренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства — устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный пред­метный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). [5]

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно к кому- или чему-либо. Например, он не в состоянии испытывать любовь, если у него нет объекта привязанности.

Отличия чувств от эмоций заключаются в следующем:

1. Независимость от ситуации, т. е. чувства выступают как обобщение эмоций.

2. Чувства связаны с ведущими мотивами человека, а эмоции — нет, поэтому чув­ства и эмоции могут не совпадать по отношению к одному и тому же объекту.

3. Чувства можно воспитывать, формировать и вызывать.
В зависимости от направленности чувства делятся:

♦ на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);

♦ интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);

♦ эстетические (чувство красоты при восприятии явлений искусства и природы);

♦ практические (связанные с деятельностью человека).

Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными: например, любовь к какому-то человеку может сохраняться в течение всей жизни.

Они выполняют в жизни и деятельности людей, в их общении с окружающими мотивирующую роль. Человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать. Проявление сильного и устойчивого положительного чувст­ва к чему-нибудь или кому-либо называется страстью

Настроение — это эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение че­ловека. Оно не связано напрямую с конкретной ситуацией, вызывается не отдель­ным событием, а глобальным состоянием, т. е. настроение не предметно, а личностно, принадлежит конкретному субъекту, отражает его особенности, влияет на восприятие ситуации, самого себя, других людей. Эмоциональные состояния мо­гут улучшать или ухудшать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими. [6]

Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в работе скелетных (пантомими­ка) и лицевых (мимика) мышц. Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрица­тельных эмоций, получивших название центров наслаждения — «рая», и страда­ния — «ада». Эмоциональные состояния— это психосоматическое единство, соче­тание физиологических, биохимических, поведенческих изменений (например, в мимике), субъективных психологических переживаний, изменений в речи, ее интонации, темпа, а не только одни психологические переживания.

В теории чувств, выдвинутой Вундтом, выделяют три компонента эмоциональ­ных состояний:

♦ удовольствие/неудовольствие;

♦ возбуждение/успокоение;

♦ напряжение/разрядка.

Подмечена интересная особенность динамики чувств: в отличие от ощущений, интенсивность которых нарастает вместе с усилением раздражителя, изменение мощи и содержания чувства происходит иначе. Сначала под воздействием прият­ного раздражителя крепнет удовольствие, затем его степень снижается, несмотря на! продолжающее воздействие этого раздражителя, а потом, если оно продолжа­ется, начинает нарастать неудовольствие.

В зависимости от выраженности параметров: «удовольствие/неудовольствие», «принятие объекта/непринятие объекта» изменяется содержание чувств, которое возможно охарактеризовать так:

1) любовь, радость, счастье (сочетание удовольствия и принятия объекта);

2) удивление (принятие объекта и некоторая доля удовольствия/неудовольст­вия);

3) страдание, страх (принятие объекта и неудовольствие);

4) решимость, гнев (сочетание неудовольствия и непринятия объекта);

5) отвращение (непринятие объекта и неудовольствие);

6) презрение (непринятие объекта).

Страсть — еще один вид сложных, своеобразных и встречающихся только у че­ловека эмоциональных состояний. Она представляет собой сплав эмоций, моти­вов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). [5]

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чув­ства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мне­нию, элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства подразделя­ются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие же связаны с моралью и отношением человека к ми­ру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и выполняют ряд функций:

- индикация, или оценка (эмоции — оперативная обобщенная оценка текущих ситуаций — благоприятных или неблагоприятных, опасных);

- образование переживания, накопление эмоционального опыта в эмоциональ­ной (аффективной) памяти (эмоции как один из способов представления ре­альности, связывающий действительность с образом);

- объединение, синтез (эмоциональный фон позволяет объединять отдельные отношения, образы, сенсорный материал, синтезирует, обобщает отдельные пе­реживания);

- предвосхищение будущего события;

- активация (эмоции способны активизировать работу организма, мобилизовать его ресурсы, если это необходимо в конкретной ситуации);

-побуждение (эмоции побуждают деятельность, потому что связаны с мотивом; эмоции как выражение мотива);

- регуляция — организующая функция (но иногда эмоциональный аффект способен и дезорганизовать деятельность);

- связь с познавательными процессами (эмоции сопровождают все познаватель­ные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, твор­чество);

- экспрессия (эмоциональные состояния человека выражаются в мимике, инто­нации и пр., что позволяет людям лучше понять друг друга, способствует ком­муникации) [5]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: