Политические интересы и отношения

Смысл политической деятельности состоит в обобщении многообразных интересов и выработке на этой основе тех решений, той линии действия, которые должны быть общепризнанными. Политические интересы действуют и функционируют как обобщенные, генерализованные интересы3.

Интересы дифференцируются по временному критерию (перспективные, ближайшие, постоянные, текущие); по значимости — с точки зрения общепринятых ценностей (стратегические и тактические); наконец, опять же по субъекту-носителю (общеклассовые, групповые и т. д.).

Дифференциация политических интересов — не вопрос чисто теоретических рассуждений или умозрительных спекуляций, а проблема, имеющая весьма существенное практическое значение. Грубые политические просчеты в деятельности правящих политических сил зачастую связаны с путаницей в вопросе о приоритетности интересов — перспективных или текущих, постоянных или временных, общих или групповых.

Особый вопрос о том, какие (чьи) интересы воплощаются в существующих политических, отношениях? Б первую очередь, конечно, — ведущих социальных групп. Что же касается интересов широких масс, то они могут и не соответствовать господствующим политическим отношениям. Так, по крайней мере, происходит при любой диктатуре. Насильственное возведение групповых интересов узкой кучки власть предержащих в обязательные для всего населения обычно оказывается недолговечным. За этим следует приведение политических отношений в соответствие с интересами народа, что и составляет сущность массовых политических движений.

Из сказанного можно сделать вывод о многозначности понятия политического интереса для анализа политики. И действительно, анализ интересов позволяет объяснить причины и мотивы политических действий, дает возможность прогнозировать тенденции в поведении политических субъектов и на этой основе разрабатывать соответствующий проект деятельности партий, правительств. Понятие политического интереса несет на себе функцию нормативно-оценочную: с позиции общих обязательных интересов дается оценка политических действий и поведения субъектов. Словом, политические интересы непосредственно работают в политической практике, выступая базой для управления политическими и социальными процессами.

33Политический процесс - это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а так же совокупность последовательных действий различных субъектов в политике, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

   
Оновные виды политических процессов: – формирование органов политической системы (институализация); в ходе нее создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними; – воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования; нетрудно видеть, что политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее существующих политических отношений и институтов, но и из действия по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, политические процедуры, юридические и идеологические предписания; – принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий. 35Политический конфликт — столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, а также с: изменением их политического статуса в обществе. Источник политических конфликтов универсален — это все то же удовлетворение базовых потребностей социальных групп и индивидов, которое в сложно структурированном обществе не может быть обеспечено без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть. Причины политических конфликтов: § сами общественные отношения — отношения неравенства; § расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах; § идентификация граждан (социальная, религиозная, политическая и др.); § недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации; § социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть. § 36Специфика политического конфликта и Межнациональный конфликт. Специфика политического конфликта проявляется в том, что его участники имеют организационнуюоформленность. Сторонами конфликта выступают политические партии, организованные группы давления, общественные движения, институты государственной власти, парламентские фракции, СМИ, международные организации и государства. В политике конфликтное противостояние часто приобретает форму противоположности: правящая власть – оппозиция. Выделения этого субъекта конфликта связано с его функциональным назначением: критикой, борьбой с официальным правительственным курсом и предложением альтернативных проектов. Конечная цель оппозиции – занять доминирующие позиции в системе государственной власти. Существуют разные теоретические подходы, объясняющие причины возникновения социальных конфликтов, в том числе и политических. С позиции ресурсного подхода источник конфликтов кроется в неравном распределении средств жизнедеятельности: территории, сырьевых и энергетических ресурсов, материальных и духовных благ, ресурсов власти, привилегий. Неравный доступ людей и групп к общественным благам есть проявление социального неравенства. Поэтому этот подход часто конкретизируется в рассмотрении проблемы причин социального неравенства. Согласно марксистской теории, источник социального неравенства следует искать в сфере экономических отношений: владение или невладение собственностью. Но существует и другая точка зрения, согласно которой неравный доступ к благам формируется в сфере политической власти. Господствующие социальные группы монополизируют право на нормополагание, истолкование законов и применение санкций; именно эти группы и распоряжаются ресурсами. Так, например, Р.Дарендорф видит причину конфликтов в различиях статусов социальных групп и соответственно в неравном доступе к шансам развития. Статус группы определяется положением в системе отношений «управляющие – управляемые». Межнациональный конфликт представляет собой разновидность конфликта социального, в основу которого легло множество факторов и противоречий, как правило, этносоциальных, политических, национальных и государственных. Причины национальных конфликтов, если их разобрать подробнее, во многом очень похожи: Борьба за ресурсы. Истощение и неравномерное распределение природных ресурсов, обеспечивающих наибольше финансовые потоки, часто приводит к разжиганию споров и распрей. Рост численности населения в условиях замкнутости территории, неравномерный уровень качества жизни, массовая вынужденная миграция населения. Терроризм как явление, требующее принятия жестких мер и, как следствие, обострения конфликтных ситуаций 37Основные пути предупреждения конфликтов и оптимизации морально-психологического климата. 1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Очевидным является тот факт, что чем меньше у военнослужащих проблем, связанных с жильем, своевременным и надлежащим обеспечением всеми видами причитающегося довольствия, возможностями качественного восстановления физических и духовных ресурсов, перспективами достойной жизни после завершения службы, тем меньше у них забот, противоречий и, следовательно, конфликтов. 2. Подбор и обучение руководящего состава. В психологических исследованиях выявлено, что морально-психологический климат в значительной степени зависит от стиля руководства. Одной из типичных причин межличностных конфликтов во взаимоотношениях военнослужащих являются различия в подходах к оценке результатов деятельности исполнителем и руководителем. Разрешение конфликта представляет собой совместную деятельность участников конфликта, направленную на прекращение конфликтного противодействия и решение (полное или частичное) проблемы, которая привела к столкновению. Это активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, устранению действия причин возникновения конфликта. Прежде всего любое эффективное разрешение предполагает работу с собой. Под этим подразумевается следующее: - необходимо вовремя определить, что взаимодействие стало предконфликтным, и по возможности прервать его, или же «вернуться» к исходной нормальной точке; - стоит проявлять терпимость к инакомыслию. Иногда бывает целесообразным аргументировать неправоту оппонента, но при этом важно соблюсти конфиденциальность и деликатность общения; - надо уметь глубоко вникать в суть проблемы взаимодействия, избегать конфронтации, если нет уверенности в понимании истинных мотивов поведения партнера; - целенаправленно работать над снижением собственной тревожности и агрессивности, овладевать методами психической саморегуляции. Развивать навыки и готовность эффективно управлять своей психикой в трудных ситуациях взаимодействия, уметь избегать переутомления, перевозбуждения и т. п; - иметь внутреннее убеждение к решению возникающих в межличностных отношениях проблем преимущественно путем компромисса, сотрудничества, избегания или уступки; - уметь сохранить приветливый и открытый вид в ходе общения. Улыбка и юмор - лучшее средство снятия напряженности в общении. 38Этнополитика. Основные направления национальной политики и ее функциию Национальная политика– система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Виды этнической политики: 1. Геноцид – государственная политика, направленная на полное физическое уничтожение расы, этнической группы.Например: действия нацистов в отношении всех, кого они считали «недочеловеками» (евреи и все славянские народы). 2. Дискриминация- любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения. 3. Ассимиляцияслияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. 4. Интеграционизм– напр. Франция. Любой гражданин автоматически является французом, теряя при этом свою этничность. 5. Поликультурализм- признание государством n -го числа этнических образований на своей территории. Но когда у этнических групп разный статус, это может привести к этническим конфликтам. Функции национальной политики: 1.функция целеполагания: определение целей и задач, выработка программ деятельности в соответствии с интересами всех наций и этнических групп страны; 2.организационно-регулятивная функция, т.е. функция регулирования деятельности социальных и политических институтов, общественных групп, национальных организаций и движений, групп населения и т.д.; 3.функция интеграции, сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и целей; 4.функция разрешения межнациональных противоречий, выработки эффективных путей и методов урегулирования межэтнических конфликтов; 5.прогностическая функция, включающая разработку превентивных мер по предотвращению возможных осложнений и обострений этнополитической ситуации в стране, регионе; 6.функция воспитания людей в духе интернационализма, уважения национального достоинства каждого, высокой культуры межнационального общения, непримиримости к проявлению национализма и шовинизма. Вопрос39. Политическое лидерство и его специфика. Политическое лидерство — долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера. Политическое лидерство отличается от других видов лидерства в обществе, прежде всего своей масштабностью, вовлеченностью значительных масс населения. В этой связи политических лидеров принято делить на следующие группы: на общественных лидеров, пользующихся поддержкой практически всего населения; на региональных, чей круг влияния ограничен определенным регионом; на лидеров, выражающих устремления и чаяния определенных социальных слоев или групп, например студенчества; партийных лидеров, способных вести за собой не только членов партии, но и тех, кто разделяет программные цели организации. Чем больше масштаб политического лидерства, тем острее проявляется еще одна проблема этого типа социального взаимодействия. Политическому лидеру приходится иметь дело не с одним типом человека, а с людьми, принадлежащие к разным социальным группам, часто придерживающимися разных ценностных ориентаций, имеющими разные запросы, желания и устремления. Последователи лидера с разной степенью интенсивности включены в лидерское отношение. Одни из них готовы безоговорочно и полностью принимать любые решения своего лидера, другие относятся к нему достаточно критично и поддерживают его только до определенной степени. Перед партийным лидером проблема неоднородности его последователей стоит не так остро: партия объединяет идеологических единомышленников, вступление в ее ряды является добровольным делом. Однако здесь тоже могут быть люди с разными представлениями о тактических целях и практических действиях организации. И если из партии начнется массовый отток тех, кто разочаровался в ее лидерстве, то это не может не привести к постановке ее членами вопроса о своем лидере. Лидер же общенационального масштаба постоянно сталкивается с проблемой социальной, идеологической неоднородности своих последователей, и неумелыми действиями он может вытолкнуть за пределы своего лидерского влияния значительные социальные группы. Если общенациональный лидер занимает в стране высший государственный пост, то для него ситуация еще больше усложняется. Ему необходимо реагировать на ожидания не только своих сторонников, избирателей, тех, кто привел его к власти, но и многих других людей, которые за него голосовали, а может быть, даже отдали предпочтение его конкуренту. Ведь по законодательству некоторых стран избранным главой государства может считаться и тот, за кого проголосовало менее одной трети всего взрослого населения. Большое количество последователей, их неоднородность неизбежно требует структуризации отношений политического лидерства. Лидер физически не может вступать в непосредственный контакт с каждым человеком, ему одному невозможно охватить всю информацию, понять и прочувствовать проблемы каждой социальной группы. Вот почему в рамках отношения политического лидерства складываются достаточно устойчивые структуры, с одной стороны, помогающие лидеру в его работе с массами, а с другой – выступающие в виде медиаторов, посредников в общении лидера с народом. Таким образом, отношение политического лидерства является сложным взаимодействием, с одной стороны, лидера, обладающего определенными чертами характера, деловыми качествами и способностями, а с другой – его последователей, связывающих с ним определенные ожидания и готовых в обмен на оправдание этих ожиданий подчиняться ему. Это отношение структурировано, в его рамках возникают различные организации, помогающие наладить взаимодействие между лидером и его последователями, придать им упорядоченный, стабильный, предсказуемый характер. Это отношение находится под постоянным воздействием различных внешних факторов, влияющих на мотивацию поведения как лидера, так и его последователей, факторов, при определенных условиях способных разрушить само отношение лидерства. 40Политическая элита 40.Политическая элита — совокупность лиц, обладающих политическим влиянием и привилегированным положением в обществе. В обыденном языке понятие «элита» носит характер положительной оценки, обозначая нечто лучшее, отборное, избранное. Но в обществознании это понятие лишено оценочного значения и просто обозначает высшие слои в общественной иерархии. Лица, которые принадлежат к элите, не обязательно обладают лучшими человеческими качествами (чаще бывает наоборот), а высокое место в социальной иерархии человек может получить не только благодаря исключительным талантам, но и занять его по наследству или в силу случайных обстоятельств. Обычно к политической элите относят главу государства, премьер-министра и министров, руководителей палат парламента, парламентских фракций, лидеров партий и общественно-политических движений, региональных руководителей, а также крупных чиновников-управленцев (административную элиту). Кроме того, также выделяютэкономическую элиту (владельцы крупных банков, корпораций, холдингов), военную (генералитет), информационную (владельцы СМИ, главные редакторы общенациональных телеканалов, газет и журналов), научную (крупные ученые, академики), духовную (высшие церковные иерархи, известные писатели и правозащитники). Эти группы могут оказывать существенное влияние на политику государства, а в некоторых случаях — сращиваться с политической элитой. Например, сращение экономической элиты с политической ведет к образованию олигархического правления, сращение военной и политической элиты — к переходу государства на милитаристские позиции, сращение политической элиты и духовно-религиозной — к проявлению элементов теократии. Системы формирования элиты Выделяются двесистемы формирования элиты: § открытая, где привилегированные позиции доступны для всех общественных групп, наблюдается высокая конкуренция за позиции, а вершин достигают те, кто обладает необходимыми лидерскими качествами; § закрытая, где отбор кандидатов в элиту ведется узким кругом руководящих лиц и осложнен рядом формальных требований (происхождение, партийность, стаж и т.д.); такая система характерна,тля недемократических обществ. Итальянский ученый Вильфредо Парето (1848-1923) выделилконтрэлиту - группу людей с исключительными лидерскими качествами, которым закрытость социальной системы не позволяет занять руководящих позиций. Если господствующая элита слабеет, контрэлита проводит революционные преобразования и в итоге сама превращается в господствующую элиту. Вся политическая история, по Парето, есть процесс смены элит. В открытом и стабильном обществе человек, обладающий необходимыми качествами, способен самостоятельно достичь высших позиций политической иерархии. Основными «социальными лифтами» в этом процессе являются активная государственная служба и партийная деятельность. Признаки и характеристики политической элиты Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений. Если учесть, что общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на две «страты»: меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят, то меньшинство, которое правит, и называют политической элитой. Причем правление этого меньшинства отличается структурным постоянством: при изменении (смене) персонального состава элиты ее властные отношения в своей основе всегда были и остаются неизменными. Известно, что в ходе истории сменялись вожди племен, рабовладельцы, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, парламентарии и министры и т.д., но отношения господства и подчинения между элитой и массами всегда сохранялись и сохраняются до сих пор, ибо никогда не было народа, который бы сам управлял собой, и никогда его не будет. И всякое правление, даже самое демократическое, является на самом деле олигархичным, т.е. правлением немногих над многими. Следует обратить внимание и на такую характеристику элиты, как ее внутренняядифференцированность. Элита делится на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и неправящую, оппозиционную. Последняя охватывается понятием «контрэлита». Существует и такое понятие, как «субэлита». Им обозначают различные подвиды правящей элиты. Помимо собственно политической элиты (высших политико-государственных функционеров) в эту категорию входят «капитаны промышленности» (руководители крупных корпораций), «лорды войны» (высшая армейская и полицейская иерархия), держатели «духовной власти» (священники, интеллектуалы, писатели и др.), «вожаки масс» (руководители партий и профсоюзов) и т.д. Роль и значение политических элит Политическая элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направления общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене. Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях. Если правящую элиту понимать в буквальном этимологическом смысле как лучшую часть общества, то ее значение как референтной группы проявляется во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в соблюдении общих этических норм и критериев нравственности. При этом основным критерием нравственности политической элиты является ее служение национально-государственным интересам. Особенно велика роль и значение политических элит в переходные и кризисные для страны периоды. Неуверенность людей в завтрашнем дне позволяют правящей элите концентрировать в своих руках большой объем политической власти, управлять судьбами многих миллионов людей и при этом не нести никакой ответственности, «списывая» свою некомпетентность и (или) злоупотребления на «объективные обстоятельства». Необходимо учитывать также, что кроме общественных интересов элиты имеют свои личные и групповые (корпоративные) интересы. Объективно интересы правящей элиты совпадают с общественными интересами, так как устойчивость власти и ее перспективы зависят от роста благосостояния народа. Но соблазн обогатиться за счет общества (особенно если это общество не в состоянии себя защитить) нередко перевешивает объективную необходимость, и проблемы решаются в пользу элит. Формирование политической элиты — процесс достаточно длительный. В нем велика роль устоявшихся политических традиций, политической культуры. Большинство кандидатов проходят многолетнюю «стажировку» в своих партийных организациях. В России в начале 90-х гг. XX в. политическая элита была сформирована «явочным порядком» из бывших советских партийных работников и «молодых экономистов-реформаторов» в течение двух-трех лет. Как показывает практика последних 15 лет, компетентность российской правящей элиты, ее нравственная и политическая ответственность пока не выдерживают никакой критики. 41. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ– процесс усвоения индивидом определенных политических знаний, ценностей и норм, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Под политической социализацией следует понимать всю совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Это понятие шире, чем политическое воспитание или просвещение, так как включает не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политической линии, не только стихийное влияние, но и собственную политическую активность субъекта. В результате процесса политической социализации индивидуум приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию и позицию. Изменения в модели политической культуры также осуществляются посредством политической социализации. Политическая социализация имеет место в любой стране и при любых формах правления, поскольку правящие круги стремятся популяризировать среди граждан благоприятные для руководства нормы политического поведения и участия в политике. Процесс политической социализации нацелен на решение следующих основных задач: формирование системы политических установок новым членам общества, основных элементов его политической культуры и сознания; создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта для политической деятельности и творчества всех желающих; преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивида. По мере накопления социально-политического опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индиви 42. Политическая культура и её типы. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Важнейшими функциями политической культуры являются: 1) познавательная функция — формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений;2) интегративная функция — достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы;3) коммуникативная функция — установление различного рода связей между участниками политического процесса на основе общих для них ценностей, а также передача политического опыта от поколения к поколению;4) нормативно-регулятивная функция — формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических установок, мотивов и норм поведения;5) воспитательная функция — формирование политических качеств, политическая социализация личности. В современной политологии принятатипологизация политической культуры, предложенная американскими учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, эти политологи выделили три «чистых» типа политической культуры. 1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Данный тип политической культуры характерен для развивающихся стран Африки и Азии. 2. Подданническая политическая культура отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа. 3. Гражданская политическая культура (или политическая культура участия) присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами. В реальности редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современных обществ характерны смешанные типы: патриархально-подданническая, подданническо-гражданская и патриархально-гражданская политическая культура. Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Наряду с общей политической культурой могут складываться и так называемые субкультуры, которые выражают особенности политической культуры отдельных слоев населения. Складывание этих субкультур может объясняться региональными, этническими, религиозными, возрастными и иными факторами. В странах с нестабильной политической ситуацией особое значение для формирования субкультур приобретают возрастные отличия: различные поколения являются носителями разных, а порой и противоположных систем политических ценностей. Успешное и устойчивое функционирование политической системы общества требует постоянного усвоения новыми поколениями граждан политического опыта, накопленного обществом и выраженного в культурных традициях. Процесс усвоения личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы, называют политической социализацией. Она обеспечивает передачу политических знаний, накопление политического опыта, формирование традиций политической жизни, а также развитие и совершенствование политической культуры. В процессе политической социализации личности выделяют несколько этапов: 1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и усваивает образцы политического поведения; 2-й этап — период обучения в старших классах школы и вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности; 3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, ког-да происходит превращение человека в гражданина становление полноценного субъекта политической жизни; 4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру. Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: полностью бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды, даже в случаях расхождения с ней во мнениях) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей способность изменить свою роль и положение).На политическое поведение личности влияют биологические (возраст, пол, здоровье), психологические (темперамент, воля, тип мышления), социальные (материальное положение, происхождение, воспитание, социальный и профессиональный статус) факторы. Венчает систему факторов политического поведения мировоззрение человека. 43Политическое сознание 43.Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности. В наиболее общем смысле политическое сознание- это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок. Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития. Содержание политического сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях: Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни; Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий; Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология». Виды политического сознания В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают: § индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней); § групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); § массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс). Индивидуальное политическое сознаниеформируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней. Носителямигруппового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций. Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением. 44. Политическая идеология. Политическая идеология- «система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической». В отечественной и зарубежной литературе указывается на такие основные виды современных политических идеологий: Коммунистическая (марксизм- ленинизм); Социал – демократизм; Неолиберализм; Неоконсерватизм. Коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении в свете современного мирового опыта кризиса модели государственного социализма, что делается самими марксистами в последние годы. Речь не идет в данном случае о положительной или отрицательной оценке содержания новых взглядов. Констатируется сам факт позитивной критики данной идеологической системы. Социал-демократическая идеология. Ее исторический первоисточник - марксизм. Социальная база преимущественно трудящиеся слои населения, интеллигенция и некоторая часть предпринимателей развитых капиталистических стран. В отличие от коммунистической идеологии современный социал - демократизм идеология реформистского толка, за что он подвергался критике. Основополагающими принципами являются свобода как результат «индивидуальных» совместных усилий; справедливость, что означает «прекращение всякой дискриминации личности», а также равенство в правах и возможностях»; солидарность как практическое выражение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости». Неолиберализм - современная форма либерализма – идейно - политического течения, объединяющего сторонников буржуазно- парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни. Служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства, как воплощения естественного довода между свободными индивидами. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно- технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности. Неоконсерватизм имеет своим историческим предшественником классический консерватизм. Это один из современных, широко распространенных видов идеологии. Он отстаивает традиционные идеи, идеалы и принципы, отвергает любые революционные ломки общества как живого организма, который изменяется на основе преемственности и постепенного обновления. 47. Политические технологии. Реальные политические процессы в любом сложноорганизованном обществе и государстве исключительно многообразны. С одной стороны, на них можно смотреть как на проявление специфической общественной сферы, обладающей социальными границами, внутренними и внешними взаимозависимостями, набором факторов, отличительными признаками и т.д. С другой стороны, эти властные взаимосвязи можно представить как совокупность конкретных проблем, требующих решения со стороны государства и других политических субъектов, осуществления ими соответствующих целенаправленных действий, применения конкретных средств и ресурсов. Но тогда ситуация существенно меняется: все макросоциальные межгрупповые отношения в сфере власти преобразуются во взаимозависимость отдельных структур и институтов, в конкретные поступки и чувства действующих лиц, совершаемые в определенном месте и в реальное время. Таким образом, межгрупповая конкуренция в сфере власти предстает в качестве практических способов и процедур управления, принятия решений, урегулирования конфликтов, установления коммуникаций и других процессов, выявляющих иной уровень политических зависимостей и связей. В этом смысле процессы осуществления власти и управления обществом будут ориентироваться на факторы, фиксирующие сложное переплетение самых разнородных — психологических, материальных и прочих — явлений, реально воздействующих на ход событий. терроризма или проведения режиссируемых выборов, манипулирования общественным мнением и т.п.). Технологии ограничены по месту и времени их применения. У конкретного сочетания техник, способов и приемов деятельности как определенной системы этой деятельности существует свое «внутреннее время» (И. Пригожин). Но при всей своей определенности, фиксированности действий, привязанных к пространственно-временным параметрам ситуации, технологии имеют и механизмы преодоления такой зависимости. И прежде всего эта зависимость преодолевается за счет присутствия в них «гена самонастройки», адаптируемости к ситуации. Иными словами, в технологиях всегда есть место творчеству субъекта, импровизации, нестандартным действиям. Усиление такого импровизационного начала служит своеобразным сигналом для перехода к новым типам взаимодействий с контрагентами, совершенствования структуры и выработки оригинальных приемов деятельности. В то же время технологии — враг произвола. Они по природе своей противостоят интуиции и прецеденту как ведущим способам реализации человеческих целей. Технологии направлены на рационализацию и упрощение действий во имя достижения цели и именно поэтому склонны к известной формализации и институциализации, нормативному закреплению. В силу этого у технологий существуют некие верхние пределы, которые они не должны переступать, чтобы не превратиться в форму откровенного субъективизма. Но они не должны и застывать, чтобы не нарушить соответствие процесса целедостижения динамично развивающейся ситуации. Вращаясь между этими полюсами формализации и субъективации, технологии постоянно подвергаются опасности перерождения либо в набор догм, либо в сплошную импровизацию субъектов. В зависимости от характера и масштаба действующего субъекта технологии существенно отличаются по своим параметрам: ресурсам, оценкам их эффективности и т.д. Так, технологии, рассчитанные на оптимизацию деятельности массовых политических субъектов, как правило, являются более прерывистыми, а потому и менее надежными. Поэтому, чтобы уверенно управлять поведением крупных социальных слоев, регулировать динамику общественных настроений и т.п., необходимо использовать более строгие и жесткие регуляторы, нужны большие вложения, ресурсное обеспечение и т.д. Вопрос 49. Политическая аналитика и прогностика. Единой исследовательской основой для всех политологических исследований является политический анализ. В широком смысле под политическим анализом понимают все научные исследования политики, а в узком, прикладном смысле, политический анализ – это объективное изучение конкретных проблем, поиск их наиболее приемлемых решений и определение необходимых для этого технологических средств и приемов деятельности. При анализе проблемных ситуаций, прежде всего, обращают внимание на анализ структуры основных участников политических событий с учетом их иерархии, где обращается внимание на территориальные, региональные, этнические, социально-экономические и политические группы людей с учетом их взаимосвязей. Технология формирования и проведения целенаправленной политической линии находится в зависимости от характера политической системы, финансовых возможностей и иных факторов. В то же время одним из универсальных технологических звеньев принятия решений, лежащим в основе выработки политической линии является политическое прогнозирование. Политическое прогнозирование представляет собой форму примерного отражения политики будущего, раскрывающего совокупное влияние тех факторов, которые в данное время влияют на развитие политической деятельности. Стремление спроектировать политическое будущее основывается как на научных рекомендациях, так и на накопленном практическом опыте в той или иной области жизни, а также на данных о тех людях, которые будут реализовывать эти проекты. Основания политического прогнозирования весьма разнообразны: это различные виды статистической информации, данные социологических исследований, опросы общественного мнения, материалы средств массовой информации, данные разведки, исторические, психологические, экономические, этнографические исследования, все, что содержит знания о факторах, оказывающих воздействие на ход политических процессов. Политическое прогнозирование по своему характеру может быть поисковым и нормативным. По срокам прогнозы бывают оперативные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Учитывая специальный характер такого рода функций, которые не мог выполнить сам кандидат или его ближайшие помощники, их выполнение потребовало подбора соответствующих исполнителей-специалистов. Специалист-консультант стал носителем современного научного знания и передового опыта, готовый сформулировать объективную оценку интересующего клиента состояния дел (ситуации) и на этой основе удовлетворить его потребности в тех или иных областях его управленческой деятельности. Сегодня политическое консультирование – это разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу политических организаций в решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности. Задачами консультирования в политической сфере являются: - формулировка верной рекомендации руководству организации по интересующему его вопросу на основе объективной и беспристрастной оценки ситуации и учета современного отечественного и международного опыта; - предоставление данной рекомендации нужному лицу в соответствующей форме, в необходимое для него время и в удобном месте; - снижение деловых рисков в управленческой деятельности клиентов, повышение надежности принимаемых решений; - помощь руководству и персоналу организации в освоении современных методов эффективного управления, в результате чего повышается творческий потенциал коллектива и его руководства, растет их способность к принятию эффективных и своевременных решений в соответствии с поставленными целями. В процессе взаимодействия с клиентом консультант должен неукоснительно руководствоваться интересами дела, не подлаживаться под стремление клиента и не создавать видимость благополучия, не стараться получить заранее запрограммированные результаты. Он не должен забывать, что его рекомендации – только часть управленческой информации, существующей в контексте замыслов клиента, что именно клиент несет ответственность за принятие решений. Вопрос 50. Политические технологии. Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач. Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди, поэтому политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения. Сущность политических технологий реализуется посредством методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом. Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения. Формы политических технологий В целом политические технологии выступают в двух формах: 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт; 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели. Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур. Виды политических технологий Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам: 1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. 2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых уста­новок, убеждений. 3) приемы, позволяющие манипулировать поведением людей. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипулирование широко используется в партийной пропаганде во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике. Миф – это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание. Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют: •уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации; •использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации); •использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс); •информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить); •наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например “империалист”, “фашист” и т. д.). Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Так, “лингвистические ловушки” – это навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод “ лингвистической депривации”, состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина – нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация – целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление.  
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: