Средневековое сословное представительство

СОСЛОВНОЕПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО -принцип организации власти, в соответствии с которым депутаты выборных учреждений представляют не все население страны или ее отдельной территории, а закрытые социальные группы-сословия,
от которых эти депутаты непосредственно избираются.

На среднее средневековье приходится расцвет феодальных обществ (середина XI – XIV в.). В этот период в Европе сложилась политическая система сословно-представительной монархии, в которой власть короля сочеталась с институтами, представлявшими интересы сословий: дворянства, духовенства и горожан. Органы сословного представительства (парламент в Англии, генеральные штаты в Нидерландах и Франции, кортесы в Испании, стортинг в Швеции и др.) играли важную роль в вотировании налогов, обсуждении законов и важнейших государственных решений, развитии политической системы, расширении и углублении политического процесса в демократическом направлении. К аждое сословие получало возможности для реализации своих интересов в соответствии с положением, занимаемым сословием в социальной пирамиде средневекового общества.

В сложившихся неблагоприятных условиях народовластие стало проявляться в различных формах, прежде всего, в Северной Европе. В Скандинавских странах (примерно в 600-1000 гг.) были распространены местные собрания, в которых принимали участие свободные граждане, принимавшие законы и даже избиравшие или утверждавшие короля. В другой части Европы – в Альпах, на территории современной Швейцарии с 800 г. существовали особые отношения, которые привели к созданию Швейцарской конфедерации.

В позднее средневековье (XIV–XV вв.) политическая система сословно-представительной монархии эволюционировала двумя путями. В тех странах, где королевская власть смогла консолидироваться, найти себе опору в лице дворянства, государственной бюрократии в усилении и централизации государства сословно-представительные монархии трансформировались в абсолютные монархии.

Политическая система абсолютных монархий (например, Франции, Испании, России) представляла собой иерархическую пирамиду, на вершине которой находился король (император, царь). Ниже вершины власть могла быть разделена на законосовещательную, исполнительную и судебную, но места для демократии здесь было немного, ведь все ветви этой власти, включая духовную, замыкались на монарха. Итак, в абсолютной монархии любая власть начиналась и находила свое завершение на вершине властной иерархии, то есть полностью и исключительно зависела от решения монарха.

Политические системы других стран (например, Англии, Голландии, Швеции) эволюционировали по пути парламентаризма, который предусматривал строгое распределение обязанностей парламента и короля, законодательной и исполнительной власти. При этом ведущей, определяющей властью становилась парламентская. Роль короля, все более подчеркивалась почетными, представительскими и символическими функциями. Система парламентской монархии имела максимальные возможности среди всех имперско-монархических политических систем для эволюции в демократию.

* Англия: Правовым основанием деятельности парламента стала «Великая хартия вольностей», принятая в 1215 году. Хартия обязывала короля взимать только те налоги, которые установлены собраниями королевства. В середине XIII века подобные собрания получили название парламента. В начале XIV века образовались две палаты: верхняя – палата лордов, и нижняя – палата общин. В палату лордов входили по личному приглашению короля представители высшей церковной иерархии, от архиепископа до аббатов, а также представители высшей светской иерархии, от герцогов до баронов. Кроме того, в палату лордов входили доктора юриспруденции, профессора Оксфордского и Кэмбриджского университетов; место в палате лордов было пожизненным, а с XVI века станет наследственным. Палата общин избиралась из представителей рядового духовенства и рыцарства, а также из представителей самоуправлявшихся городов и сельских общин. Первоначально палаты заседали совместно. Возглавлял парламент юстиция майор. Парламент обладал высшей законодательной, финансовой и судебной властью.

* Франция: во Франции сословно-представительное собрание получило название Генеральные штаты. Впервые их созвал в 1302 году Филипп IV Красивый. Генеральные штаты не обладали самостоятельностью, они собирались только по инициативе короля. В вопросах законодательства и налогообложения Генеральные штаты скорее были совещательным органом. Штаты делились на три палаты: духовенство, рыцарство, горожане. Заседали они раздельно. Каждая палата имела один голос. В 1356–1358 годы Генеральные штаты попытались возвысить свой статус. В условиях Столетней войны, после сильнейшего поражения при Пуатье 1356 году, когда король Франции Иоанн II Добрый попал в плен, во главе монархии встал наследник Иоанна II дофин Карл, будущий король Карл V Мудрый. Он обратился за помощью в Генеральные штаты. Штаты избрали комиссию 28, наделив ее полномочиями контролировать действия дофина и высших должностных лиц. Дофин отказался признавать это решение, объявил о роспуске Штатов. В марте 1357 года Генеральные штаты собрались без ведома дофина. Был принят Великий Мартовский ордонанс. Согласно этому акту, Штаты становились регулярным органом, который собирался три раза в год, формировал центральные органы власти. Это выступление Штатов совпало с восстанием Этьена Марселя и Жакерией. В 1358 году восстания были подавлены, Штаты распущены, Великий Мартовский ордонанс отменен.

* Германия: В Германии с XIII века стали складываться органы сословного представительства на уровне отдельных княжеств и империи. Это были соответственно ландтаги и рейхстаг. В них были представлены духовенство и рыцарство. Горожане приглашались только для оповещения. Ландтаги и рейхстаг выступали законосовещательными органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: