Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства.
Требования к принципам:
1) нормативность, т.е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов
2) непротиворечивость, т.е. недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов;
3) полнота, т.е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государственных органов;
4) относительная самостоятельность, т.е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов.
Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата:
1) общие – принципы, которые относятся к государственному механизму в целом:
а) социально-политические:
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
- демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами;
|
|
- гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации;
- законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государственными органами правовых предписаний;
- профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;
- гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом;
- национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т.д.;
- федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами;
б) организационные:
- иерархичность;
- дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;
- ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;
- сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;
- соотношение отраслевых и территориальных начал управления;
2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.
М.Н. Марченко предлагает понимать под общими принципами те, которые характерны для государственного аппарата всех стран, под специальными – те, которые характерны для группы стран. Им выделяются и частные принципы т.е. те, которые характерны для отдельно взятой страны.
|
|
В литературе предлагается также выделять структурные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Централизм: доминирование вертикальных директивных начал в организации и деятельности государственного аппарата.
Полуцентрализм: сочетание вертикальных и горизонтальных связей в государственном аппарате.
Децентрализм: горизонтальное начало доминирует в организации и деятельности государственного аппарата.