Принципы организации и деятельности государственного аппарата в современном обществе

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства.

Требования к принципам:

1) нормативность, т.е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов

2) непротиворечивость, т.е. недопущение на­личия двух взаимоисключающих принципов;

3) полнота, т.е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государ­ственных органов;

4) относительная самостоятельность, т.е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов.

Виды принципов организации и дея­тельности государственного аппарата:

1) общие – принципы, которые относятся к го­сударственному механизму в целом:

а) социально-политические:

- разделение властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную ветви;

- демократизм, предоставляющий одина­ковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять конт­роль над государственными органами;

- гласность, предусматривающая постоян­ное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации;

- законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государствен­ными органами правовых предписаний;

- профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие опреде­ленных знаний и навыков для управлен­ческой деятельности;

- гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом;

- национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т.д.;

- федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами;

б) организационные:

- иерархичность;

- дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;

- ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;

- сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;

- соотношение отраслевых и территориальных начал управления;

2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.

М.Н. Марченко предлагает понимать под общими принципами те, которые характерны для государственного аппарата всех стран, под специальными – те, которые характерны для группы стран. Им выделяются и частные принципы т.е. те, которые характерны для отдельно взятой страны.

В литературе предлагается также выделять структурные принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Централизм: доминирование вертикальных директивных начал в организации и деятельности государственного аппарата.

Полуцентрализм: сочетание вертикальных и горизонтальных связей в государственном аппарате.

Децентрализм: горизонтальное начало доминирует в организации и деятельности государственного аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: