Интрапренерство как форма (формы) внутрифирменного предпринимательства

Слово "интрапренерство" образовано от двух слов: "антрепренерство" — предпринимательство, "интра" — внутренний и переводится как внутреннее или внутрифирменное предпринимательство.

В экономической литературе под интрапренерством понимают организацию внутрифирменных рискованных предприятий или подразделений для реализации творческих замыслов, новаторских идей отдельных работников или их группы. Суть его заключается в том, что в организации создаются условия для выдвижения новых предпринимательских идей, выделяют ресурсы для реализации творческих проектов, оказывают всестороннюю помощь интрапренерам. С социально-психологических позиций интрапренерство это средство реализации потребностей личности в самовыражении, независимости, улучшении материального положения и т. д.

Цель интрапренерства — повышение экономической эффективности прибыли организации в результате более рационального использования производственных ресурсов, на основе роста деловой активности работников, быстрой реализации инновационных проектов.

Основные задачи интрапренерства:


  1. полное и эффективное использование факторов производства, побочной продукции, естественных природных запасов и т.д.;

  2. получение дополнительных финансовых ресурсов для поддержки и развития всей организации;

  3. создание условий для разработки и внедрения новых прогрессивных технологий сельскохозяйственного производства;

  4. расширение ассортимента и улучшение качества выпускаемой продукции, работ и услуг;

  5. закрепление квалифицированных работников, повышение их творческой и деловой активности;

  6. повышение уровня материального благосостояния персонала, престижности работы и др.


Основная роль в организации и функционировании интрапренерства отводится интрапренеру - предпринимателю, добившемуся реализации своих новаторских идей, принесшему организации дополнительные доходы и действующему внутри данной корпорации как владелец подразделения. Для эффективного функционирования внутрифирменных предпринимательских структур необходимо создать следующие условия:


  1. гибкую организационно-производственную структуру фирмы, которая будет способствовать реализации новых идей;

  2. эффективную кадровую политику, предусматривающую подбор квалифицированного творческого персонала;

  3. систему материального стимулирования, направленную на развитие творчества, разработку и внедрение идей;

  4. организационная культура, обеспечивающая соблюдение этических норм и правил поведения, создание условий для творческого труда.


Первое необходимое для поддержки интрапренеров —это финансовое обеспечение рискованных проектов. Это могут быть общекорпоративные средства на научные разработки, средства предпринимательских подразделений, специальные инновационные фонды. Иногда интрапренерам разрешается выпускать собственные акции и размещать их внутри предприятия, расширяя тем самым круг лиц, заинтересованных в успешной реализации проекта.

Второе необходимое для поддержки интрапренеров — это организационное обеспечение интрапренерства. Предприятия могут создавать для этого специальные структурны подразделения — отделы нововведений, венчурные группы, консультацонные службы и т. д. В их задачи должно входить выявление инициативных творческих работников, ценных научно-технических идей, проведение их научно-технической экспертизы, поддержка наиболее ценных проектов, позволяющих получить наибольший эффект с минимальными издержками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: